Posted 20 ноября 2005, 21:00
Published 20 ноября 2005, 21:00
Modified 8 марта, 09:26
Updated 8 марта, 09:26
Законопроект «О коллегии уполномоченных прокуроров» разработала и внесла в Госдуму группа из пяти членов Совета Федерации (в их числе экс-премьер СССР Николай Рыжков). Сенаторы рассчитывают, что новый правовой институт займется расследованием противоправных действий, совершенных высшими должностными лицами государства. Предполагается, что объектами расследования станут 12 высокопоставленных чиновников страны. В число «избранных» попали президент, председатель правительства, спикеры обеих палат законодательного собрания, председатели Конституционного, Высшего и Арбитражного судов, председатель Счетной палаты, председатель Центробанка, председатель Центризбиркома, Уполномоченный по правам человека и даже генеральный прокурор. При этом планируется, что коллегия войдет в структуру самой генпрокуратуры.
Но так как особо рассчитывать на то, что спецпрокуроры будут выше крыши завалены делами, не приходится, то коллегия будет собираться и осуществлять свою деятельность только «по мере появления соответствующих обстоятельств». В свободное же от основной работы время уполномоченные прокуроры могут переключиться на менее высокопоставленных чиновников, например, на руководителей министерств и ведомств. А также заняться расследованием «особо тяжких и тяжких преступлений, вызвавших значительный общественный резонанс».
Коллегия должна состоять из 17 спецпрокуроров, избираться они будут сроком на 8 лет. Всех их наделят статусом заместителей генпрокурора. Назначать же и освобождать их должностей вправе будет лишь Совет Федерации.
Судя по всему, главным объектом для контроля предполагается сделать генерального прокурора. Полномочия коллегии в отношении него сенаторы даже прописали в отдельной статье. Спецпрокуроры могут «покуситься» на генерального в том случае, если он «примет решения, повлекшие ущерб конституционным правам или вызвавшие массовый резонанс в обществе». Кроме того, если «в отношении генпрокурора поступили массовые жалобы граждан на имя президента и в адрес Федерального собрания».
Между тем эксперты считают, что у закона не очень много шансов быть принятым, так как он вступает в противоречие с Конституцией. «В основном законе нет ни слова о какой-то коллегии уполномоченных, – пояснил «НИ» член комитета по безопасности Госдумы Виктор Илюхин. – Зато указано, что принцип построения системы Генеральной прокуратуры – это единоначалие. Один генеральный прокурор, и все. Так что, скорее всего, закон будет отклонен. Но если говорить о сущностных моментах, то в нашей Конституции есть серьезный пробел. Генеральная прокуратура и генеральный прокурор никому не подотчетны. Раньше ведомство было подотчетно Президиуму Верховного совета СССР, там могли сформировать любую комиссию по расследованию деятельности генерального прокурора. Я считаю, что в Совете Федерации должен быть комитет или комиссия, которая вправе проверять и деятельность генпрокурора и председателей Верховного и Арбитражного судов».
Один из авторов идеи, сенатор Анатолий Лысков, не согласен с тем, что закон противоречит Конституции. «Наоборот, он вписан в нее, – заявил «НИ» Лысков. – Ведь мы не ставим вопрос о независимом институте прокуроров, а встраиваемся в саму систему прокуратуры».
НЕЗАВИСИМЫЕ ПРОКУРОРЫ ЗА РУБЕЖОМ
В США институт независимых прокуроров был создан после уотергейтского скандала, в котором был замешан президент страны Ричард Никсон. Летом 1974 года Никсон ушел в отставку, а спустя четыре года институт был оформлен юридически. За время существования института там проработали 17 прокуроров. В 1999 году конгресс США отказался продлить срок действия закона о «независимых прокурорах», так как расследование независимого прокурора Кеннета Стара об отношениях Билла Клинтона и Моники Левински показало, насколько далеко может войти следователь в частную жизнь официального лица. Теперь в США парламентскими расследованиями занимаются различные независимые комиссии. Например, для расследования обстоятельств терактов 11 сентября конгрессом была сформирована двухпартийная комиссия, которую возглавил бывший губернатор штата Нью-Джерси республиканец Томас Кейн, а его заместителем стал бывший конгрессмен демократ Ли Хэмилтон. В частности, именно эта комиссия провела 8 апреля 2004 года публичный допрос советника президента Кондолизы Райс в связи с выяснением причин начала войны в Ираке.
По конституции ФРГ правом парламентских расследований обладает следственный комитет, который может быть создан по инициативе четверти депутатов нижней палаты немецкого парламента – бундестага. Следственный комитет имеет право вести допрос свидетелей, требовать необходимую информацию от государственных и коммерческих организаций и даже частных лиц, и осуществлять другие следственные действия посредством привлечения правоохранительных органов, которые обязаны оказывать парламентариям всяческое содействие. Правда, правом вынесения приговоров по делам, расследуемым парламентскими комитетами, обладают только суды, которые не обязаны брать во внимание материалы, собранные парламентариями.
В Южной Корее независимые прокуроры для расследования громких политических дел назначаются парламентом страны путем принятия специального закона. Причем сами следственные бригады формируются из числа сотрудников Верховной прокуратуры страны. Тем не менее фигурантами дел, которые расследуют независимые прокуроры, бывали не только бывшие, но и действующий президент страны. Например, в 2003 году расследовались обстоятельства передачи южнокорейским концерном Hyundai 100 млн. долларов лидеру Северной Кореи Ким Чен Иру накануне его исторической встречи в 2000 году с президентом Южной Кореи Ким Дэ Чжуном.