Сейчас в городе на 9,8 тыс. остановках наземного транспорта установлено около 7,5 тыс. торговых павильонов, принадлежащих различным собственникам. Им-то и объявлен бой. Столичная межведомственная комиссия по обустройству остановок наземного городского пассажирского транспорта временно прекращает выдачу разрешений на установку новых и продление договоров на дальнейшее использование существующих торговых точек. Соответствующее распоряжение подписал мэр Москвы Юрий Лужков. «Такое решение принято для наведения порядка в использовании остановочных пунктов транспорта и торговли в остановочно-торговых модулях», – говорится в официальном заявлении городской администрации, распространенном информационными агентствами.
За разъяснениями «Новые Известия» обратились сначала в пресс-службу городского правительства, а потом по цепочке – в департамент транспорта, департамент потребительского рынка, департамент поддержки малого бизнеса, департамент общественных связей, совет поддержки малого и среднего бизнеса. Однако нигде не смогли сообщить не только, какой именно беспорядок усмотрел градоначальник в деятельности палаточников, но даже не знали, какой из департаментов этим вопросом занимается. Правда, представитель департамента потребительского рынка на условиях строжайшей анонимности высказал предположение, что вряд ли торговые точки исчезнут с остановок совсем, просто власти захотели проверить, насколько упорядочена их деятельность.
Бизнес-сообщество в эту версию не верит. «Скорее всего, причина в том, что нашелся крупный заказчик, который хочет взять под свой контроль всю торговлю на остановках общественного транспорта, – полагает руководитель московского отделения «Деловой России» Владимир Микеда. – Возможно, вслед за приостановкой выдачи разрешений будет проведена кампания по закрытию имеющихся павильонов, а потом они снова будут открыты новым владельцем». По словам г-на Микеды, ассортимент павильонов вряд ли поменяется – там по-прежнему будут продаваться продукты, транспортные карты, печатная продукция, цветы.
Нынешняя кампания напоминает события годичной давности, когда было принято решение освободить прилегающие к метро пространства от торговых точек. Исключение тогда сделали лишь для аптечных ларьков, киосков «Мосгорсправки», а также продавцов газет, театральных билетов, проездных на транспорт. Вывод торговцев из метро и 25-метровой зоны от вестибюлей станций и переходов метрополитена столичные чиновники мотивировали тогда необходимостью повышения безопасности. После терактов в Московском метро стало понятно, что обилие палаток, ларьков и павильонов не дает возможности пожарным машинам, «Скорой» и другим спасательным службам проехать к месту трагедии и оказать своевременную помощь пострадавшим. Поэтому большинству владельцев торговых точек предписывалось либо перенести свои киоски подальше от выхода из метро, либо воспользоваться предложенной префектурой компенсацией в виде новых земельных участков или нежилых помещений.
Однако после того как распоряжение мэра вступило в силу, далеко не у всех станций стало свободно. Где-то не пострадала вообще ни одна палатка, где-то исчезли лишь некоторые, а на их месте тут же появились бывшие конкуренты. Впоследствии выяснилось, что в постановлении мэра чиновникам было дано право самим определять, где территория нуждается в «очистке», а где торговцы не представляют собой опасности. Тогда многие стали замечать, что особому контролю за выполнением распоряжения мэра подверглись территории тех станций, где расположились крупные ритейлеры или торговые центры, в которых помимо бутиков располагались и закусочные, и продуктовые магазины. Малые предприятия торговли всегда составляли им конкуренцию низкими ценами, поэтому правительство Москвы стали обвинять в лоббизме. Власти же на эти обвинения не реагировали. Молчат они и сейчас.
Тем не менее, «НИ» удалось получить еще одну версию происходящего, впрочем, неофициальную. «Проверки работы торговых павильонов, расположенных на остановках, показали, что многие из них работают с нарушениями, к примеру, продают крепкий алкоголь», – рассказал наш источник. К тому же, как он отметил, работа многих павильонов мешает общественному транспорту – проезжающие мимо машины, если водитель решил купить что-то в киоске, паркуются прямо на остановке, не давая возможности подъехать автобусу или троллейбусу. Эксперт сообщил, что судьба ныне существующих павильонов, а также 1 тыс. предприятий, документы которых находятся на оформлении, будет решаться до 1 декабря. Не исключено, что решение будет принято принципиальное, ведь в Европе такого явления, как торговые точки на остановках, нет. По его словам, остается надеяться, что власти учтут интересы владельцев торговых павильонов.