Posted 13 ноября 2005, 21:00
Published 13 ноября 2005, 21:00
Modified 8 марта, 09:28
Updated 8 марта, 09:28
Можно сколько угодно твердить о том, что ценные вещи в багаж нормальные люди не сдают, – и прозвучит это глупо. Потому что свой чемодан дорог вне зависимости от того, что в нем находится. Остается сделать все возможное, чтобы, сдавая чемодан в багаж, попрощаться с ним не навсегда, а на время: заранее составить перечень вещей на случай идентификации потерянного, а впоследствии найденного багажа, оценить его стоимость. Для того чтобы пропавший чемодан скорее нашел к вам дорогу, имеет смысл снабдить его биркой, на которой указать (желательно латиницей) ваше имя, город, страну и контактный телефон. (А вот домашний адрес лучше опустить: как утверждают знатоки, бывали случаи, когда эта информация передавалась нечестными сотрудниками багажных служб гражданам, специализирующимся на квартирных кражах.)
Закон компенсации
Чаще всего багаж не теряется в полном смысле слова, а просто на время пропадает из виду, будучи по ошибке отправленным не туда, куда надо. Процесс поиска при подобных инцидентах давно отрегулирован и международным законодательством, и правилами самих авиакомпаний. Если сумка не нашлась – отправляйтесь на стойку Lost&Found. Большинство аэропортов мира связаны между собой глобальной системой поиска багажа – например, в Домодедове с 2002 года работает система World-trace, включенная в глобальную сеть. Согласно закону, авиакомпания несет ответственность за ущерб, причиненный при уничтожении, пропаже и повреждении багажа только в том случае, если это произошло на борту воздушного судна или в то время, пока зарегистрированный багаж находился у авиаперевозчика. Как только сумка снята с ленты транспортера, перевозчик перестает за нее отвечать. Если багаж не найден в срок (он составляет 21 день при полетах внутри страны и 90 – на международных рейсах), авиакомпания обязана возместить ущерб. Размеры компенсаций и порядок их расчетов у авиакомпаний различны. Например, у «Аэрофлота» пропажа стоит 20 долл. за 1 килограмм.
Большинство западных авиакомпаний давно установили правило: если пассажир, прибывший в противоположном от дома направлении, не находит свой чемодан на багажной ленте, он имеет право за счет авиакомпании сделать в магазинах аэропорта покупки на определенную сумму – она может достигать нескольких сотен евро. Можно покупать косметику, одежду. Кроме того, авиакомпания обязана предоставить пассажиру, оставшемуся без вещей, предметы первой необходимости по его запросу – лекарства, например. Однако требовать стоит в разумных пределах: получить в качестве срочно понадобившегося предмета велосипед или золотой портсигар не получится. Если же ваш багаж в итоге найден, а покупки уже совершены – вам все равно компенсируют их стоимость. Исключение составляет лишь одежда: вы можете вернуть ее авиакомпании либо получить половину ее стоимости.
Ответят за все
Не так часто, но все-таки случается и порча чемодана или его содержимого – при перевозке багаж мог открыться, разбиться, разлиться, запачкаться. В этом случае пишите претензию в отдел выдачи багажа, именно там будут расследовать, кто виноват. Если установят, что порча произошла в пути – предстоят дальнейшие разбирательства с авиакомпанией. В случае видимых повреждений, нанесенных во время наземной транспортировки, выплачивать компенсацию будет аэропорт. Однако стоит учесть: получить компенсацию пассажир может лишь в том случае, если будет доказано, что ущерб не обусловлен обстоятельствами, которые можно было предвидеть либо избежать. Возможно, вы сами плохо закрыли сумку или рискнули завернуть в вечерний наряд банку варенья. Но все это спорные вопросы, чаще всего вина все равно делится пополам между пассажиром и перевозчиком. Авиакомпания с именем не станет мелочиться и обязательно возместит ущерб. Известен случай, когда пассажирам, утерявшим чемодан, впоследствии не только вернули его, но и дали возможность купить новый стоимостью в пределах 200 евро (старый оказался подпорчен). Вдобавок им выплатили денежную компенсацию за билеты на поезд, на который они опоздали из-за разборок в аэропорту.
Если в деле замешаны воры
Допустим, вы задержались где-то по пути к багажному отделению или просто задумались перед монотонно движущимся конвейером, не заметив собственного чемодана, вследствие чего вас опередил кто-то другой – попросту стянул с ленты вашу вещь. В России в этом случае путь лежит в отдел претензий (заявления о краже багажа принимаются в каждом аэропорту). Процесс напоминает составление милицейского протокола – что пропало, где, когда и при каких обстоятельствах. За границей самое простое – сразу же связаться с авиакомпанией, которой летели. Хотя в этом случае на ее ответственности ничего не лежит, вам помогут связаться с полицией, например.
Когда никто не виноват
В принципе 100%-ную гарантию защиты от возможных материальных потерь дает только одна мера – страхование багажа. Причем здесь есть шанс получить в итоге двойную выгоду: если багаж пропал по вине авиакомпании, то, кроме страхового возмещения (до 2000 у.е.), пассажир получит еще и компенсацию от перевозчика. Но особенно ощутима польза от страховки в случае нестандартных обстоятельств, при которых перевозчик освобождается от ответственности. Форс-мажор в мире авиаперевозок – явление, к сожалению, нередкое: то погода подведет, то техника (например, известны случаи, когда во время грозы начинались сбои в компьютерной системе, приводившие к массовой отправке багажа не по месту назначения), то забастовка в аэропорту случится. Во всех подобных случаях – от банальной кражи до стихийных бедствий – остается апеллировать только к страховщику.