Posted 1 ноября 2005, 21:00
Published 1 ноября 2005, 21:00
Modified 8 марта, 09:20
Updated 8 марта, 09:20
Уже не скажешь – «сын». Уже сам многажды отец. И тем страннее узнавать в нем те самые ефремовские глаза с «гусиными лапками» морщинок от чрезмерной улыбчивости, ту самую ефремовскую улыбку – обезоруживающую и какую-то ребячью, узнавать ефремовские жесты – эту рубящую воздух ладонь во время жарких споров, и походку – чуть морскую, вразвалочку, и умение рассказывать анекдоты и смешные истории – в лицах, с интонациями и неизменным открытым смехом в финале. И так хочется, чтоб ему так же повезло – попасть в нужное время и место, угадать в себе лидера, вытащить свой счастливый билет и ломиться сквозь стены с упорством и отчаянием, что свойственно людям исключительного таланта и целеустремленности. Но судьбу свою Михаил Ефремов с каким-то особым сладострастием ломал об колено не раз. Сниматься в кино начал еще ребенком («Дни хирурга Мишкина», «Когда я стану великаном»), на сцену прославленного МХАТа выходил в детских ролях («Уходя, оглянись», «Утиная охота»). Легко поступил в Школу-студию МХАТ и легко же вылетел оттуда в ряды Советской Армии, после чего в институт все-таки вернулся. Его настоящий дебют в кино (Дубровский в одноименном фильме) общественность и критика не оценили, требовали от него большего и окончательно повесили на него ярлык «мальчика-мажора». И тогда появился «Современник-2». Кто мог возглавить коллектив с таким амбициозным названием? Конечно же, он – Ефремов-2! На малой сцене «Современника» они просуществовали недолго – при достаточно ярких, вызывающих спектаклях (как, например, сценическая версия романа Юрия Олеши «Зависть»), имея в качестве аванса публичное благословение и материнскую заботу Галины Борисовны Волчек, они все равно развалились. То ли от лени, то ли от излишней самонадеянности. Михаил Ефремов вернулся в не очень гостеприимный МХАТ, с переменным успехом играл роли текущего репертуара (от Треплева до Чацкого), успел сыграть свою, на сегодняшний день лучшую театральную роль – Отто в спектакле «Последняя ночь Отто Вейнингера» и поставил жирную «мхатовскую» точку своим режиссерским манифестом – спектаклем «Злодейка, или Крик Дельфина». «Злодейка» – первый опыт тусовки, междусобойчика. Ефремов-2 стал первооткрывателем этого жанра, ныне столь популярного как в театральной, так и в кинематографической среде. Объединив под одной крышей и под единой идеей всех своих товарищей – и художника Евгения Митту, и драматурга Ивана Охлобыстина, и музыканта Гарика Сукачева, и артистов Сергея Шкаликова и Евгению Добровольскую, – Михаил Ефремов изобрел «поколенческий» стеб, понятый и принятый московской богемой «восьмидесятников». Разломанное поколение, чья юность пришлась на пик застоя, а начало зрелости смелось танками девяностых, получило, наконец, право на голос. Циничные, насмешливые, отвязные, раздавленные новым временем, хорошо образованные, начитанные, напичканные «самиздатом», последние выпускники советской эпохи вынырнули из своих подполий и кухонь и заговорили на своем языке. Сегодняшние удачи режиссеров Гарика Сукачева («Кризис среднего возраста» и «Праздник»), Григория Константинопольского («8,5 долларов»), Филиппа Янковского («В движении»), Егора Кончаловского («Антикиллер»), Федора Бондарчука («9 рота») – все это явления субкультуры, открытой когда-то их товарищем и соучастником Михаилом Ефремовым, унаследовавшим от своего гениального отца талант идеолога (что на «новоязе» значит – креативщика).
Очень хочется увидеть его в Роли – большой, главной и значимой. Его всегдашние удачи – это характерные персонажи второго плана, у которых есть все шансы выйти на план первый. В нем удачно сочетаются юмор и боль, шутовство и отчаяние, пофигизм и жажда справедливости. И своих самых важных слов он еще не сказал, хотя давным-давно их сформулировал – просто их произносят другие.
АКТЕРСКИЕ РАБОТЫ (ИЗБРАННОЕ)
«9 рота» (2005) – классическое прекрасное соло Михаила Ефремова – за несколько минут сыграл характер своего воина, его историю жизни и судьбу.
«Мама не горюй-2» (2005) – политтехнолог из Москвы, на пару с Федором Бондарчуком учил провинциалов выборным хитростям и играл в казино.
«Статский советник» (2005) – коллежский асессор, сотрудник Московского охранного отделения, яркий даже на фоне Никиты Михалкова и Олега Меньшикова.
«Слушатель» (2004) – типичный шалопай, сознательно отказавшийся от карьеры. Тем не менее спасает благосостояние своего друга.
«Русское» (2004) – отец будущего писателя и политика Эдуарда Лимонова.
«Супертеща для неудачника» (2003) – переодевшись в женское платье, стал похож на Фаину Раневскую.
«Небо. Самолет. Девушка» (2002) – командир экипажа. Эту же роль играл в фильме под названием «Еще раз про любовь» в 1968 году отец Михаила – Олег Ефремов. Новое поколение зрительниц с таким же трепетом вслушивалось в слова о «лучшей девушке Москвы и Московской области».
«Граница. Таежный роман» (2001, сериал) – Алексей Жгут. Свой в доску человек, живущий где-то по соседству.
«Романовы – Венценосная семья» (2001) – Керенский.
«Праздник» (2001) – ради друга Гарика Сукачева надел фашистскую форму.
«Благородный разбойник Владимир Дубровский» (1989) – главная роль.
«Все наоборот» (1981) – школьник, ради свиданий с любимой девочкой смело переодевался в женское платье, напяливал парик и изображал отличницу со знанием английского языка.
«Когда я стану великаном» (1978) – на съемках сдружился с Андреем Васильевым («Коммерсант»).
СПРАВКА
Михаил Олегович Ефремов родился 10 ноября 1963 года в театральной семье: отец – О.Н. Ефремов, мать – актриса «Современника» А.Б. Покровская, дед – оперный режиссер Б.А. Покровский. Окончил Школу-студию МХАТ (1987, курс В. Богомолова). В 1987–1991 – художественный руководитель Театра-студии «Современник-2». С 1991-го – актер МХАТ им. А. Чехова. В 1995 году был удостоен звания заслуженного артиста России.
Мечте уже 15 лет
«Уже лет пятнадцать мечтаю поставить спектакль «Шарманка» по пьесе Андрея Платонова»