Ожидается, что список новых требований будет передан турецкому правительству в ближайшее время. Хотя он представляет собой набор конкретных законодательных актов, необходимых для вступления Турции в ЕС, эксперты считают новые условия Еврокомиссии если не совсем невыполнимыми, то слишком жесткими.
На пути евроинтеграции Анкары вновь встала Греция. Как член Евросоюза, она выдвинула ультиматум. Премьер-министр Греции Костас Караманлис, выступая в понедельник вечером в парламенте страны, заявил, что Афины дадут согласие на принятие Турции в Евросоюз, если последняя выполнит восемь условий. В частности, отметил Караманлис, Анкара должна признать суверенитет Гаагского трибунала и Республику Кипр, а также содействовать нормализации отношений между Грецией и Кипром. Напомним, что остров Кипр был разделен на греческую и турецкую части в 1974 году – после того, как на него высадились турецкие войска и под предлогом защиты интересов кипрских турок заняли почти 40% территории острова. В 1975 году турецко-кипрская администрация провозгласила часть острова Турецким федеративным государством Кипр, а в 1983-м – Турецкой республикой Северный Кипр (ТРСК). Греческая часть острова – Республика Кипр – получила международное признание (кроме как со стороны Турции), а ТРСК признает лишь Анкара.
Однако премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган парировал, что Анкара не признает Республику Кипр до тех пор, пока не будет прекращена международная изоляция турецкой части острова. «Мы не откроем свои воздушные и морские порты Никосии до тех пор, пока не будет снято эмбарго с Турецкой республики Северный Кипр. Только после его отмены мы выполним все, что от нас требуется», – заявил глава турецкого правительства. Кроме того, Эрдоган считает, что решать многолетнюю кипрскую проблему следует под эгидой ООН, а не в рамках Евросоюза, так как «у ЕС на это нет полномочий».
Переговоры о вступлении Турции в ЕС в качестве полноправного члена были начаты 4 октября. Но накануне европарламентарии предупредили турецкое руководство, что эта перспектива может стать реальностью только в том случае, если Анкара согласится признать Республику Кипр, которая уже с мая 2004 года является членом ЕС.
Между тем выполнить требования ЕС внутреннего характера, например, ограничить действия турецких военных в стране, может оказаться для турок не менее сложной проблемой, чем решение кипрского вопроса. Дело в том, что ограничить права военных, которые более 20 лет ведут войну с курдскими сепаратистами на востоке Турции, не просто. Высшие офицеры оказывают большое влияние на политическую жизнь страны, и правительству лучше с ними не ссориться. Ведь именно из-за военных переворотов в Турции в 1960 и 1980 годах дважды срывались переговоры о вхождении этой страны в единое европейское пространство.
Бедные второгодники