Posted 1 ноября 2005, 21:00

Published 1 ноября 2005, 21:00

Modified 8 марта, 09:20

Updated 8 марта, 09:20

Алексей Герман-Младший

1 ноября 2005, 21:00
Идея сценария фильма о зарождении футбола в России принадлежала спортивному журналисту Александру Вайнштейну, знающему все как о прошлом, так и о настоящем игры, в античные времена именовавшейся словом «гарпастум». Когда сценарий попал в руки Германа-младшего, он претерпел ряд изменений и превратился скорее в картину о

– Кино – это прежде всего пластика, изобразительная сторона. Изображение для меня первично, – признается режиссер Герман-младший на террасе отеля «Эксцельсиор» сразу же после пресс-показа картины в Венеции. – И интереснее всего пластически, изобразительно совпасть с эпохой, о которой рассказывает фильм. Для меня главный вопрос всегда в контроле над пространством. Кадр должен быть под полным контролем. Все члены съемочной группы понимали, что все в фильме должно быть сделано безупречно – до последнего гвоздика. Только тогда фильм может получиться.

–У вашего отца на «контроль над изображением» и полный перфекционизм уходят долгие годы. А сколько времени у вас ушло на «Гарпастум»?

– Я снял этот фильм месяца за четыре. Месяца за два смонтировал и за три сделал шумовое и речевое озвучание, перезапись и печать копий. Но

психологически было тяжело. У меня не было опыта достаточно быстрых съемок такой степени сложности.

– Удивившая всех Чулпан Хаматова смотрела картину (на начало сентября – время показа картины в Венеции. – С.Т.)?

– Нет. Мы очень хотели, чтобы она приехала на премьеру, но Чулпан снимается сейчас в какой-то немецкой картине, с которой ее не могут отпустить. Я считаю, что она права: работа всегда должна быть на первом месте. После премьеры в Венеции два года назад «Последний поезд» пригласили на 60 или 70 фестивалей. Я съездил только на три. Хотя предложения были довольно заманчивые: Австралия, Новая Зеландия, например. Туда было бы просто интересно съездить. Я никогда не видел живых страусов на природе и очень хотел исполнить эту детскую мечту. Но нет: я уже был занят съемками «Гарпастума».

– Новый фильм совсем другой по тональности, чем «Последний поезд».

– Конечно, это ведь два разных фильма. Каждая история требует своего языка. «Последний поезд» рассказывал о последних трех днях в жизни человека. Он был о смерти, об умирании. Поэтому манера рассказа была достаточно экстремальной, бескомпромиссной. А здесь история – о юности, о счастье, поэтому и язык более нежный и мягкий. Хотя одна из главных тем фильма – железная поступь истории. Часто мы думаем, что все в нашей жизни зависит только от нас. Увы, это не так.

– В какой степени влияют на вас фильмы других режиссеров?

– У меня есть пара десятков картин, которые я пересматриваю, чуть ли не каждую неделю. «Семь самураев» Куросавы, «Последний киносеанс» Богдановича, «Андрей Рублев» Тарковского, «Иван Лапшин»... На «Гарпастум» не в последнюю очередь повлияла картина «Однажды в Америке» Серджо Леоне. Конечно, нельзя не признать, что я нахожусь под огромным влиянием картин своего отца. Я считаю его гением. Я не понимаю, как сделан «Иван Лапшин». Обычно я понимаю – как, по какой схеме сделано кино. Как оно было снято. А здесь – не понимаю! Как было достигнуто такое совершенство? Не могу объяснить, как

«ГАРПАСТУМ» (2005)
Российская премьера: 27.10.2005
Жанр: Драма
Режиссер: Алексей Герман-мл.
В ролях: Евгений Пронин, Данила Козловский, Леонид Мозговой, Чулпан Хаматова, Гоша Куценко, Павел Романов
Производство: «Ленфильм», 2005
Прокат: Интерсинема-Арт
Продолжительность: 116 мин.

добивались таких художественных результатов Феллини и Бергман. А только то, что не можешь объяснить и проанализировать, и интересно смотреть. В 70-е годы в мировом кино одновременно творили 25–30 гениев. Тогда человек представлял для режиссеров некую загадку, мозаику, слагаемую из тысячи кусочков. Сейчас не очень много гениальных режиссеров снимают кино, а те, кто снимают, как мне кажется, существенно упрощают человека. Но, в принципе, я стараюсь не смотреть много фильмов, не засорять мозг избыточными впечатлениями. Помню, пару лет назад посмотрел перед съемками фильм фон Триера и три дня не мог ничего снять. Все представлял себе, как это можно было снять по-фонтриеровски. Я стараюсь внимательно подходить к тому, что может повлиять на мой стиль. Я ведь по-прежнему нахожусь в поисках. Я представляю, к чему стремлюсь, но пока еще не знаю, как этого достичь. А кино для меня, повторю, это в большей степени «как», чем «что». Когда я буду точно знать, к чему я иду, я буду в состоянии смотреть больше чужих фильмов.

Подпишитесь