Posted 27 октября 2005, 20:00
Published 27 октября 2005, 20:00
Modified 8 марта, 09:20
Updated 8 марта, 09:20
Камнем преткновения между ассоциацией автопроизводителей, участвующих в «Формуле-1» (Grand Prix Manufactures Association, GPMA), и хозяевами королевы автоспорта (владельцем коммерческих прав на серию Берни Экклстоуном, а также Мосли) стал новый Договор Согласия, который должен вступить в силу с 2008 года. Последний такой договор был составлен в далеком 1997 году. И уже тогда руководители трех команд – Рон Деннис («Макларен»), Фрэнк Уильямс («Уильямс») и Кен Тиррелл («Тиррелл») – некоторое время воздерживались от того, чтобы поставить на документе свой автограф. На этот раз лагерь противников нового договора значительно расширился – по крайней мере шесть «конюшен» из десяти и слышать ничего не хотят о нем. И все это ведет к тому, что в 2008 году будет организован альтернативный «Формуле-1» гоночный чемпионат (Grand Prix World Championship, GPWC).
Учредителями GPWC стали пять автоконцернов – БМВ, «Даймлер-Крайслер», «Тойота», «Рено» и «Хонда». В конце прошлого года они объявили о том, что начали закладку коммерческого и организационного фундамента своего чемпионата. Президент GPWC Юрген Хубберт по этому поводу заявил: «Мы терпимо относились к нынешнему руководству «Формулы-1». Однако последние события говорят о том, что появление организации, которая позаботилась бы о будущем наших гонок, просто необходимо». Под «последними событиями» Хубберт подразумевал непоследовательные действия Экклстоуна и Мосли, которые каждый сезон меняют спортивный и технический регламенты «Формулы-1». Все эти изменения в правилах явно не по душе не только автопроизводителям, но и руководителям команд, и гонщикам. Чашу терпения GPMA переполнил и фарс на этапе чемпионата мира-2005 в Индианаполисе, где, напомним, из-за неадекватной позиции высших чинов «Формулы-1» в гонке приняли участие всего три команды. В результате в конце сезона-2005 член совета директоров БМВ Буркхард Гешель, который возглавляет ассоциацию производителей, сделал заявление по поводу альтернативного чемпионата. В этом заявлении, в частности, Гешель отметил, что о подписании нового Договора Согласия не может быть и речи, если не будут пересмотрены ключевые положения нынешнего документа. Автовладельцев, помимо спортивной составляющей современной «Формулы-1», интересуют и вопросы распределения прибыли, которое, по мнению GPMA, в данный момент, мягко говоря, несправедливо. Дело в том, что сейчас на долю команд приходится менее половины средств, поступающих от продажи прав на трансляции чемпионата мира, и ничего от рекламных контрактов и реализации билетов на гонки.
Впрочем, влияние ассоциации автовладельцев постепенно слабеет. Сначала на ее стороне были все команды, за исключением «Феррари». Затем к «Скудерии» примкнули «Джордан» и «Ред Булл». Кроме того, готов отказаться от раскольнических идей «Уильямс», а вместе с ним и «Тойота». Однако остальные продолжают стоять на своем, даже провели специальную встречу, по ее итогам подписали документ, дав обещание друг другу участвовать только в таком чемпионате, «который будет проводиться в условиях открытости и равенства возможностей».
Но если позиция одной стороны чрезвычайно жестка и однозначна, то вот в стане противника наметился прогресс. Лед начал таять после того, как GPMA направила Мосли свои предложения по регламенту сезона-2008. В итоге в инициативах ФИА и ассоциации автопроизводителей, вовлеченных в «Формулу-1», нашлось немало сходства, а потому у многих возникло ощущение, что урегулировать конфликт все-таки удастся. Но здесь есть одно «но». Если найти взаимопонимание в регламенте конфликтующие стороны смогут, то как быть с финансовой базой «Формулы-1»? По сути, автопроизводители устали созерцать, как владелец всех коммерческих прав Экклстоун распихивает по своим карманам примерно 70 % общих денег, оставляя остальным жалкие 30 от многомиллиардного пирога. Да и не стоит забывать о том, что отобрать у Экклстоуна права на телетрансляции будет ох как не просто, – большинство телекомпаний и организаторов Гран-при повязаны с мистером Берни контрактами, действие которых закончится, когда Экклстоун будет «праздновать» свой 156-й (!) день рождения.
Пока на уступки идут только Мосли и Экклстоун, которые прекрасно понимают, что этим они могут избежать щекотливой ситуации, когда в конце 2007 года им придется ломать голову над тем, кого бы завлечь в свой чемпионат. ФИА, например, за несколько дней до конца сезона-2005 направила командам предложения по поводу изменений в регламенте «Формулы-1» уже начиная со следующего года. Изучив результаты исследования, проведенного самой федерацией совместно с компанией AMD и авторитетным изданием F1Racing, пишущем о Королевских гонках, Мосли понял, чего хотят, пожалуй, главные лица «Формулы-1» – болельщики. Уловив их настроения, он предложил командам вновь менять резину по ходу гонки, а самое главное – запретить использовать запасные и третьи болиды в пятничной сессии, плюс – и это уже решено – перейти с 10- на 8-цилиндровые двигатели объемом 2,4 литра. Последние две новинки направлены на уравнивание возможностей команд, что должно привести к повышению конкуренции. «Равенство возможностей» налицо.
Однако самые жаркие дискуссии должны развернуться вокруг нового формата квалификации. Нынешний вид сессии не нравится ни командам, ни гонщикам, ни болельщикам. Все они в унисон заявляют о том, что необходимо вернуться к многокруговому формату. Ведомство же Мосли предлагает ввести нокаут-систему. Сначала проводить две 15-минутные сессии, по результатам которых отсеивать 10 худших гонщиков (по пять в каждой), затем – 20-минутный так называемый Суперпоул, знакомый поклонникам автоспорта по гоночной серии DTM. В финальной сессии участвуют 10 лучших пилотов, которые и разыграют первое место на стартовой решетке. Руководители команд согласились с этим изменением на заседании ФИА в Лондоне, и, безусловно, благодаря ему королева автоспорта станет более зрелищной. Что же касается Договора Согласия-2008, то и тут Мосли с Экклстоуном готовы пойти на компромисс. Взять хотя бы документ, подготовленный федерацией, под названием «Безопасность, справедливость, приемлемость для шести, участвующих в «Формуле-1», автопроизводителей (все вышеназванные плюс ФИАТ. – «НИ»), гарантии участия независимых команд и сохранение привлекательности для болельщиков». Ключевые предложения этого документа – прототипа нового Договора Согласия – посвящены дальнейшему развитию «Формулы-1». Единственное, в чем пока единодушны все – и автопроизводители, и федерация, – это в снижении расходов. Правда, Мосли и компания хотят добиться этого снижения за счет консервативных методов, а автопроизводители на отмену вмешательства современных технологий в гоночный процесс пойти не готовы – это противоречит их принципам.