Posted 27 октября 2005, 20:00

Published 27 октября 2005, 20:00

Modified 8 марта, 09:20

Updated 8 марта, 09:20

Закулисные гонки

27 октября 2005, 20:00
28 октября состоятся выборы президента Международной федерации автоспорта (ФИА), под эгидой которой проходит чемпионат мира в «Формуле-1». У нынешнего главы этой организации Макса Мосли конкурентов, по всей видимости, не будет, во всяком случае, никто, кроме него, до последнего времени не изъявил желания выдвинуть свою

Камнем преткновения между ассоциацией автопроизводителей, участвующих в «Формуле-1» (Grand Prix Manufactures Association, GPMA), и хозяевами королевы автоспорта (владельцем коммерческих прав на серию Берни Экклстоуном, а также Мосли) стал новый Договор Согласия, который должен вступить в силу с 2008 года. Последний такой договор был составлен в далеком 1997 году. И уже тогда руководители трех команд – Рон Деннис («Макларен»), Фрэнк Уильямс («Уильямс») и Кен Тиррелл («Тиррелл») – некоторое время воздерживались от того, чтобы поставить на документе свой автограф. На этот раз лагерь противников нового договора значительно расширился – по крайней мере шесть «конюшен» из десяти и слышать ничего не хотят о нем. И все это ведет к тому, что в 2008 году будет организован альтернативный «Формуле-1» гоночный чемпионат (Grand Prix World Championship, GPWC).

Учредителями GPWC стали пять автоконцернов – БМВ, «Даймлер-Крайслер», «Тойота», «Рено» и «Хонда». В конце прошлого года они объявили о том, что начали закладку коммерческого и организационного фундамента своего чемпионата. Президент GPWC Юрген Хубберт по этому поводу заявил: «Мы терпимо относились к нынешнему руководству «Формулы-1». Однако последние события говорят о том, что появление организации, которая позаботилась бы о будущем наших гонок, просто необходимо». Под «последними событиями» Хубберт подразумевал непоследовательные действия Экклстоуна и Мосли, которые каждый сезон меняют спортивный и технический регламенты «Формулы-1». Все эти изменения в правилах явно не по душе не только автопроизводителям, но и руководителям команд, и гонщикам. Чашу терпения GPMA переполнил и фарс на этапе чемпионата мира-2005 в Индианаполисе, где, напомним, из-за неадекватной позиции высших чинов «Формулы-1» в гонке приняли участие всего три команды. В результате в конце сезона-2005 член совета директоров БМВ Буркхард Гешель, который возглавляет ассоциацию производителей, сделал заявление по поводу альтернативного чемпионата. В этом заявлении, в частности, Гешель отметил, что о подписании нового Договора Согласия не может быть и речи, если не будут пересмотрены ключевые положения нынешнего документа. Автовладельцев, помимо спортивной составляющей современной «Формулы-1», интересуют и вопросы распределения прибыли, которое, по мнению GPMA, в данный момент, мягко говоря, несправедливо. Дело в том, что сейчас на долю команд приходится менее половины средств, поступающих от продажи прав на трансляции чемпионата мира, и ничего от рекламных контрактов и реализации билетов на гонки.

Впрочем, влияние ассоциации автовладельцев постепенно слабеет. Сначала на ее стороне были все команды, за исключением «Феррари». Затем к «Скудерии» примкнули «Джордан» и «Ред Булл». Кроме того, готов отказаться от раскольнических идей «Уильямс», а вместе с ним и «Тойота». Однако остальные продолжают стоять на своем, даже провели специальную встречу, по ее итогам подписали документ, дав обещание друг другу участвовать только в таком чемпионате, «который будет проводиться в условиях открытости и равенства возможностей».

Но если позиция одной стороны чрезвычайно жестка и однозначна, то вот в стане противника наметился прогресс. Лед начал таять после того, как GPMA направила Мосли свои предложения по регламенту сезона-2008. В итоге в инициативах ФИА и ассоциации автопроизводителей, вовлеченных в «Формулу-1», нашлось немало сходства, а потому у многих возникло ощущение, что урегулировать конфликт все-таки удастся. Но здесь есть одно «но». Если найти взаимопонимание в регламенте конфликтующие стороны смогут, то как быть с финансовой базой «Формулы-1»? По сути, автопроизводители устали созерцать, как владелец всех коммерческих прав Экклстоун распихивает по своим карманам примерно 70 % общих денег, оставляя остальным жалкие 30 от многомиллиардного пирога. Да и не стоит забывать о том, что отобрать у Экклстоуна права на телетрансляции будет ох как не просто, – большинство телекомпаний и организаторов Гран-при повязаны с мистером Берни контрактами, действие которых закончится, когда Экклстоун будет «праздновать» свой 156-й (!) день рождения.

Пока на уступки идут только Мосли и Экклстоун, которые прекрасно понимают, что этим они могут избежать щекотливой ситуации, когда в конце 2007 года им придется ломать голову над тем, кого бы завлечь в свой чемпионат. ФИА, например, за несколько дней до конца сезона-2005 направила командам предложения по поводу изменений в регламенте «Формулы-1» уже начиная со следующего года. Изучив результаты исследования, проведенного самой федерацией совместно с компанией AMD и авторитетным изданием F1Racing, пишущем о Королевских гонках, Мосли понял, чего хотят, пожалуй, главные лица «Формулы-1» – болельщики. Уловив их настроения, он предложил командам вновь менять резину по ходу гонки, а самое главное – запретить использовать запасные и третьи болиды в пятничной сессии, плюс – и это уже решено – перейти с 10- на 8-цилиндровые двигатели объемом 2,4 литра. Последние две новинки направлены на уравнивание возможностей команд, что должно привести к повышению конкуренции. «Равенство возможностей» налицо.

Однако самые жаркие дискуссии должны развернуться вокруг нового формата квалификации. Нынешний вид сессии не нравится ни командам, ни гонщикам, ни болельщикам. Все они в унисон заявляют о том, что необходимо вернуться к многокруговому формату. Ведомство же Мосли предлагает ввести нокаут-систему. Сначала проводить две 15-минутные сессии, по результатам которых отсеивать 10 худших гонщиков (по пять в каждой), затем – 20-минутный так называемый Суперпоул, знакомый поклонникам автоспорта по гоночной серии DTM. В финальной сессии участвуют 10 лучших пилотов, которые и разыграют первое место на стартовой решетке. Руководители команд согласились с этим изменением на заседании ФИА в Лондоне, и, безусловно, благодаря ему королева автоспорта станет более зрелищной. Что же касается Договора Согласия-2008, то и тут Мосли с Экклстоуном готовы пойти на компромисс. Взять хотя бы документ, подготовленный федерацией, под названием «Безопасность, справедливость, приемлемость для шести, участвующих в «Формуле-1», автопроизводителей (все вышеназванные плюс ФИАТ. – «НИ»), гарантии участия независимых команд и сохранение привлекательности для болельщиков». Ключевые предложения этого документа – прототипа нового Договора Согласия – посвящены дальнейшему развитию «Формулы-1». Единственное, в чем пока единодушны все – и автопроизводители, и федерация, – это в снижении расходов. Правда, Мосли и компания хотят добиться этого снижения за счет консервативных методов, а автопроизводители на отмену вмешательства современных технологий в гоночный процесс пойти не готовы – это противоречит их принципам.

Подпишитесь