Лечебный свет
Лечить рак светом? Еще недавно в это невозможно было поверить. Но сегодня фотодинамическая терапия довольно простая, в отличие от других способов, процедура – помогает людям, больным раком кожи, слизистых оболочек полости рта, пищевода. Для ее проведения необходим лазер – мощнейший источник света и препарат, который повышает чувствительность к свету – фотосенсибилизатор (он работает по принципу автозагара). Препарат вводится в организм внутривенно (кстати, этот укол – единственный болезненный момент процедуры), светочувствительное вещество накапливается в злокачественных новообразованиях. На это может уйти от нескольких часов до двух-трех дней. Затем опухоль облучают лазером, при этом в раковых клетках образуется особый синглетный кислород, который вызывает их повреждение и гибель. Опухоль начинает рассасываться и за две-три недели исчезает. На ее месте появляется здоровая соединительная ткань. В большинстве случаев для успешного удаления опухоли достаточно всего одного сеанса.
Помимо этого у фотодинамической терапии есть еще немало преимуществ. Во-первых, локальность воздействия. Свет направляют непосредственно на участок поражения. Во-вторых, практически полное отсутствие следов после процедуры. На месте опухоли остается лишь небольшой рубец, не сравнимый с постоперационным. К тому же в 90% случаев терапию проводят амбулаторно. Единственное неудобство, которое доставляет процедура, это необходимость какое-то время избегать яркого света. После проведения терапии некоторое количество лекарства остается в организме. Для его полного выведения потребуется несколько недель. В это время яркий свет может спровоцировать покраснение кожи, ее пигментацию, отдаленно напоминающую загар. Но с этим побочным эффектом специалисты борются, и уже сегодня появляются новые препараты, которые полностью выводятся из организма за два дня.
Средства, повышающие светочувствительность, стоят порядка 100–150 долларов.
Поможет абляция, а не операция
Операция – это наиболее радикальный метод лечения злокачественных опухолей. Однако в ряде случаев ее проведение невозможно. Возраст больного, его состояние могут оказаться вескими аргументами против операции. Не всегда к очагу опухоли можно «подобраться». В такой ситуации прибегают к радиочастотной абляции. Впервые этот метод применили в Институте хирургии им. А. В. Вишневского РАМН. Сейчас эту технологию используют и другие медицинские центры при лечении рака печени и рака легкого.
Абляция основана на воздействии на очаг опухоли радиочастотной энергии, которую подводят через специальные проводники. Точное расположение очага с помощью ультразвука определяет врач, проводящий процедуру. Под рентгеновским контролем он вводит радиочастотную иглу (зонд) в область опухоли, а в иглу подается ток. Генератор радиочастот, подающий ток, – это небольшой металлический ящичек. К нему подведен насос, с помощью которого в инструмент попадает жидкость для охлаждения. Эта жидкость не позволяет кончику излучателя раскаляться. В противном случае, ткани обуглятся и станут мешать нормальному проведению терапевтических радиоволн. Метод основан на получении тепла заряженных частиц (ионов). Выделение тепла происходит из-за смены направления движения ионов под воздействием высокочастотного (460 кГц) тока. Ионы колеблются в электромагнитном поле и разогревают внутриклеточные структуры до 80–90 градусов. Тепло выделяется в тканях, и под воздействием высокой температуры опухоль разрушается.
В принципе такой метод воздействия на опухоль можно считать хирургической процедурой. Однако она гораздо менее травматична, чем обычная полостная операция. Новая методика технически упрощает хирургическое вмешательство на печени и позволяет сократить интра- и послеоперационные осложнения. Но самое главное – эта технология позволяет оказывать помощь гораздо большему числу пациентов. К тому же абляция значительно дешевле многих существующих методов и выполняется в амбулаторных условиях за какие-то 12–15 минут. Стоимость процедуры может варьировать в зависимости от объема проводимой операции в пределах 500–700 долларов.
Современная гормонотерапия
В последние годы значительные изменения претерпела гормонотерапия. Это специфический метод лечения с использованием гормональных или антигормональных (препятствующих действию гормонов) препаратов, который обычно применяется при раке молочной железы или раке предстательной железы. Суть его в снижении уровня вырабатываемых организмом гормонов.
Современные гормональные препараты стали применять на различных этапах лечения. Перед операцией проводят так называемую неоадъювантную гормонотерапию. Она дает представление о чувствительности опухоли к гормонам. Адъювантная, то есть дополнительная, профилактическая, проводится после оперативного вмешательства, когда необходимо «закрепить» результат. Существует еще и лечебная гормонотерапия. Она показана при неоперабельном раке и в том случае, когда хирургическое вмешательство по той или иной причине невозможно. Кроме того, современные методики гормонотерапии позволяют во многих случаях избежать тяжелой операции, например, при раке молочной железы. Если раньше для снижения уровня эстрогенов прибегали к хирургическому удалению яичников, то сегодня появились методы, оказывающие консервативное воздействие на органы, участвующие в выработке гормонов. Это медикаментозное лечение, подавление синтеза гормонов с помощью лекарственных препаратов. Причем, если раньше гормональные препараты отличались высокой степенью токсичности и имели целый букет побочных эффектов, то препараты последнего поколения существенно от них отличаются. Они не вызывают рвоты, не повышают уровень холестерина в крови и не провоцируют возникновение тромбозов, как это было прежде.
По сравнению с химиотерапией гормонотерапия носит весьма щадящий характер и оказывает меньшее влияние на общее самочувствие. Риск осложнений минимален. При чувствительности опухоли к гормонотерапии возможно полное излечение. Плюс ко всему проводить ее можно в амбулаторных условиях. А широкий ассортимент препаратов, цена которых колеблется в пределах 10–100 долларов делает лечение вполне доступным.
За помощь в подготовке материала благодарим Павла КОПОСОВА, онколога, к.м.н., врача высшей категории (онкодиспансер №2, г. Москвы)