Свой довод глава Минфина сформулировал так: «Страны, которые находятся в такой ситуации, нечасто решаются на существенное глубокое снижение налогов». Короче, все для победы. Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева полностью согласна с тем, что борьба с терроризмом, безусловно, необходима и требует финансирования. Вместе с тем она считает, что куда важнее уметь эту борьбу вести, а не прямо наращивать затраты на содержание правоохранительной системы.
«Наиболее интенсивно у нас растут бюджетные расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность, – рассказала депутат «Новым Известиям». – Бюджет правоохранительных органов практически сравнялся с бюджетом национальной обороны, хотя всего несколько лет назад правоохранители получали средств в два раза меньше, чем армия. Когда говорят, что в России военно-полицейский бюджет, это не так. У нас именно полицейский бюджет».
Принципы финансирования национальной обороны в России не очень отличаются от других стран, отмечает г-жа Дмитриева. А вот доля расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность у нас непомерно высока. И поэтому депутат считает, что увеличивать расходы на правоохранительную систему даже под флагом борьбы с терроризмом все же нецелесообразно. «Следует рассмотреть, как организовано дело внутри нашей правоохранительной системы, – говорит г-жа Дмитриева, – как тратятся деньги налогоплательщиков и какова структура этих затрат. Правоохранительная система серьезно больна, и выделение дополнительных средств – без лечения – эффекта не принесет».
Тем временем прослеживается жестокая закономерность: так называемые горячие точки на карте нашей страны строго совпадают с главными очагами безработицы. Это, конечно, республики Северного Кавказа, в первую очередь – Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Дагестан (см. справку). Так что борьбу с терроризмом, которой отдает финансовый приоритет г-н Кудрин, следовало бы объединить с борьбой против безработицы и нищеты. Создание рабочих мест в «горячих точках» принесет в конечном счете больше эффекта, чем вооруженная антитеррористическая операция, поскольку уничтожит не следствие, а одну из главных причин, порождающих терроризм. Да и обойдется дешевле. В то время как цена производства одного танка достигает 2 млн. долларов, а БМП – 1 млн., затраты на создание одного рабочего места в сфере услуг, по оценкам специалистов Минпромэнерго, составляют примерно 1,87 тыс. долларов, в агропромышленном комплексе – 2,8 тыс. долларов, в машиностроении – 3 тыс. долларов, в промышленности стройматериалов – 3,8 тыс. долларов.
Заведующий отделом социально-трудовых отношений Федерации независимых профсоюзов России Олег Соколов пояснил «НИ», что проблема создания рабочих мест носит застарелый, хронический характер. Хотя в среднем по России уровень безработицы не очень велик, в отдельных регионах, в первую очередь, в Южном федеральном округе, он достиг критических пределов. «Как и в прежние времена, в 2006 году на программу занятости из федерального бюджета средств практически не выделяется, – отметил г-н Соколов. – В основном деньги направляются на выплату пособий по безработице. Их размер только-только соответствует официальному прожиточному минимуму. Все вопросы трудоустройства отданы на откуп регионам. Однако создавать рабочие места при пустых бюджетах местная власть не в состоянии».
УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (в % к численности экономически активного населения) Адыгея - 14,4 Дагестан - 24,7 Ингушетия - 53,8 Кабардино-Балкария - 20,4 Карачаево-Черкесия - 7,6 Северная Осетия-Алания - 8,5 Чечня - 70,0 В среднем по России - 7,4 Источник: Росстат |