Posted 16 октября 2005, 20:00
Published 16 октября 2005, 20:00
Modified 8 марта, 09:24
Updated 8 марта, 09:24
Леонид Бочин, по существу, согласился с цифрами и фактами, которые приводили «НИ». По его словам, в Москве доля низкокачественного и откровенно фальшивого бензина достигает 30%. Зафиксировано множество фактов, когда АЗС торговали откровенными суррогатами, а экологи неоднократно обнаруживали в топливе крайне опасные добавки. «Мы опять выявляем в топливе свинец, – отметил чиновник. – А это уже катастрофа».
Наличие свинца – первый признак подделки. Раньше для увеличения октанового числа бензина в России широко применялась этиловая жидкость, где присутствовали соединения свинца. Это сильнейший яд, поэтому производство этого химического соединения на территории страны запрещено с 2000 года. Откуда на столичных заправках вновь появились ядовитые присадки, г-н Бочин не пояснил. Между тем только за последний месяц московские экологи на 7 АЗС из 25 проверенных выявили 15 проб моторного топлива, не соответствующих экологическим требованиям.
Построить в отдельно взятом городе оазис «правильного» бензина вряд ли удастся. Руководитель управления инспекции экологического контроля столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды Виктор Кирпичников сообщил «НИ», что к решению проблемы фальшивого топлива следует привлекать не только экологов, но и правоохранительные органы Москвы, Московской области, а также других регионов. «Одних усилий мегаполиса здесь явно недостаточно, – замечает г-н Кирпичников. – Ведь топливо к нам везут практически со всей страны».
Конечно, бороться за соблюдение топливных стандартов можно и с помощью милиции. Однако качество бензина и солярки все же находится в прямой зависимости от количества топлива на российском рынке. Пока что из нефтяного сырья вырабатывается слишком мало нефтепродуктов. По данным специалистов, безнадежно устаревшее оборудование российских нефтеперегонных заводов позволяет извлекать из «черного золота» не более 60% так называемых легких фракций, составляющих основу моторного топлива. В США, например, этот показатель достигает 90%. Похоже, российские чиновники все же начинают понимать, что без коренного обновления нефтепереработки остановить цены на бензин и повысить его качество не удастся. Так, руководитель департамента Минэкономразвития Кирилл Андросов на днях сообщил, что 19 октября межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике рассмотрит вопрос об отмене импортных пошлин на ввозимое оборудование для нефтепереработки. По словам чиновника, эти меры направлены на «стимулирование модернизации нефтеперегонных заводов и более глубокой переработки нефти». Однако нефтяники считают, что в условиях высочайших экспортных пошлин и драконовских налогов говорить об инвестициях, ускоренном развитии отрасли и улучшении качества топлива все еще нет оснований.