Posted 10 октября 2005, 20:00

Published 10 октября 2005, 20:00

Modified 8 марта 2024, 09:25

Updated 8 марта 2024, 09:25

Семь заповедей ЖЖ

10 октября 2005, 20:00
Мотодальнобой – не просто развлечение или вид передвижения. Он может быть своеобразным видом спорта с соревнованиями и присуждением наград. Ironbutt, что в переводе с английского означает «Железная задница», или сокращенно «ЖЖ», – самый престижный из существующих титулов для мотодальнобойщика. Насколько трудно стать ЖЖ

Занимается раздачей почетных грамот американская организация Ironbutt Association, пару лет назад открывшая представительство и в России. Стать железной задницей не так просто. Чтобы выполнить простейший норматив SaddleSore 1000 (Боль в заду 1000), необходимо за сутки проехать не менее тысячи миль, то бишь 1600 километров. Сама по себе непростая задача усложняется тем, что пробег должен быть тщательно задокументирован.

Потенциальная железная задница должна найти свидетелей старта и финиша, которые согласились бы расписаться в специальной форме, а также в будущем ответить на запросы, приходящие по почте из офиса Ассоциации. Чтобы у специальной комиссии не возникло сомнений в реальности пробега, всю дорогу необходимо собирать все чеки с заправок, из магазинов и кафе и вносить их в путевой лист вместе с показаниями одометра и точным временем.

Ассоциацией предусмотрены более жесткие и более почетные номинации. BunBurner 1500 (Жженые булки 1500) подразумевает проезд за 36 часов 1500 миль, то бишь 2400 километров. Ну а желающим получить диплом с надписью BunBurner Gold придется преодолеть то же расстояние в течение суток.

Автору этих строк всегда было любопытно, что чувствует человек, находящийся больше суток в седле. Да и повесить на стену почетный диплом, свидетельствующий о крепости моей пятой точки, я тоже был не прочь. Поэтому, когда потребовалось съездить по делам в Самару, выбирать транспортное средство долго не пришлось. Автомобиль, а тем более самолет или поезд – все это комфортно, но старо и скучно. Правда, осложнялась ситуация тем, что в моем распоряжении оказалась только хилая «Ямаха» мощностью всего 10 лошадиных сил. Да и поездка до Самары длиной в 1000 км не укладывалась даже в самый легкий норматив ЖЖ.

Поэтому самой дальней точкой путешествия была выбрана граница Европы с Азией, затерявшаяся в глубине Уральских гор, неподалеку от Челябинска. Проехать до нее предстояло около 1700 километров. Ну а визит в Самару состоялся бы на обратном пути в Москву.

Были сборы недолги

Первая заповедь ЖЖ гласит: «Подготовь себя и мотоцикл к дороге». Железный конь отправился к дилеру на техобслуживание, а я – в магазин за покупками. В наличии имелась летняя мотоциклетная одежда, но дело осложнялось тем, что в начале сентября синоптики обещали заморозки и дожди. Так что было принято решение обзавестись курткой и штанами посерьезнее. Одежда должна была соответствовать нескольким требованиям: во-первых, хорошо греть, во-вторых, защищать от постоянного ветра, в-третьих, оберегать от воды. При всем при этом хотелось, чтобы она еще и отводила влагу от тела, поскольку потеть днем на солнце в герметичной куртке и штанах – не самое лучшее из удовольствий.

После долгих скитаний по торговым рядам центра «Экстрим» требуемый комплект нашелся. Одежда для сноуборда шотландской фирмы Trespass, по заверениям продавцов, при разумной цене, соответствовала всем моим запросам. Штаны Sotto со встроенными подтяжками и самосбросами закрывали не только нижнюю половину туловища, но и часть верхней, дополнительно предохраняя таким образом особо важные части тела от замерзания и промокания. Сделаны они из мембранной ткани, разработанной самой фирмой Trespass.

В качестве промежуточного утеплительного слоя между курткой и уже имеющимся термобельем в том же магазине приобрел флисовую куртку Calco. Сшитая из плотного материала, она должна не только хорошо держать тепло, но и защищать от ветра.

Куртка Rullo выглядела как настоящий шедевр ткацкого искусства. Пошита она с использованием все той же мембраны Tres-Tex, проклейка швов внушает доверие. От поддуваний тело защищает юбка на резинке. Капюшон, абсолютно не нужный в мотоциклетной поездке, быстро отстегивается, в фиолетовую ткань вшиты вставки белого цвета, хорошо заметные ночью в свете фар. Окончательно повлияло на мой выбор огромное количество карманов, изнутри, снаружи, под клапаном: в дальних поездках приходится держать под рукой кучу мелочей, от салфеток для шлема до кошелька и документов. Порадовал специальный внутренний карман для мобильного телефона. Как известно, на холоде аккумуляторы быстро разряжаются, а тут «труба» постоянно находится в тепле.

Чтобы мобильный телефон в поездке не превратился в бесполезную игрушку, отвлекающую звонками, на которые невозможно ответить, все в том же торговом центре обратился в фирму «ДэнКом», занимающуюся установкой всевозможного коммуникационного оборудования. На следующий день мой шлем преобразился. Под подкладку был вмонтирован микрофон и разъем для наушников. На поверхности появилась красная кнопка, на которую нужно нажимать для начала и окончания разговора. В этом же магазине продавались и другие коммуникационные устройства для мотоциклистов, в частности устройства шведской фирмы PELTOR, позволяющие не только разговаривать по телефону, но и общаться с пассажиром. Но пассажир в дороге предусмотрен не был, так что от покупки комплекта решил воздержаться.

Прикупив также багажную сетку, десяток шоколадок для быстрого поедания и пару бутылок воды, счел себя полностью готовым к дороге.

Москва – Урал

Путешествие началось в 3 часа дня на заправке на МКАД в районе Бутово. Первоначально планировал стартовать рано утром, но неотложные дела нарушили все планы. Свидетель записал в стартовом листе модель, пробег и номер мотоцикла, мои паспортные данные и точное время. Первые серьезные проблемы начались в Пензенской области. Неожиданно как из ведра хлынул дождь. До того, как я успел найти навес и остановиться, промокли перчатки и ботинки. К счастью, в багажной сумке лежали запасные зимние экземпляры, сделанные из мембранной ткани. Их тоже надолго не хватило: особенно сильно пострадали ботинки, промокшие насквозь. Пришлось прибегнуть в старой туристической хитрости: купить два пакета, засунуть в них ноги, после чего надеть ботинки. В таком виде путешествие можно было продолжать. Приятно удивили штаны с курткой. После шестичасовой езды под ливнем они так и не промокли. Только верхний слой немного увлажнился, но после окончания дождя на ветру высох в считанные секунды.

Холод – главный враг мотоциклиста. Эту простую истину я осознал на собственном опыте. При температуре ночью +5 градусов на скорости 100 км/час начинаешь постепенно превращаться в сосульку. Тело не мерзло, одежда надежно защищала и от холода, и от ветра. А вот кисти рук и стопы даже в зимних ботинках и перчатках буквально одеревенели. В одном из крутых поворотов с удивлением обнаружил, что даже не могу немного сдвинуться в седле, как полагается в таких ситуациях. Пришлось экстренно снижать скорость.

Первые серьезные признаки усталости начали ощущаться после суточного бодрствования. Мысли путались, заснуть хотелось прямо на ходу. Вторая заповедь ЖЖ предписывает не злоупотреблять стимуляторами. Поэтому к помощи энергетической таблетки, которые мне на прощание вручили знакомые, клятвенно заверив, что используются в них только натуральные и безвредные компоненты и никакими побочными эффектами пилюли не обладают, я прибегнул только когда стало совсем тяжело. Жизнь сразу наладилась. Как-то незаметно пролетели 500 километров, и я неожиданно обнаружил, что нахожусь в горах. Это был Урал. Начало припекать солнышко, подсохли до ниток промокшие перчатки. Мембранная одежда, как и ожидалось, со своими функциями справилась на ура: при достаточно высокой температуре воздуха организм не перегревался. Портили настроение только фуры, медленно взбирающиеся по узкой дороге на горки.

Задачу SaddleSore 1000 выполнил даже с некоторым опережением графика, финишировав в городе Сим. Проблематично было найти свидетеля: хозяева медных гор упорно не хотели входить в контакт, отнимая драгоценное время. После долгой беседы удалось уломать директора местной гостиницы оставить свой автограф в путевом листе. После этого пришлось задуматься. Оставаться на Урале не было особого желания, да и сил после волшебной таблетки заметно прибавилось. Так что было принято ответственное решение незамедлительно отправляться в Самару, чтобы выполнить BunBurner 1500. Правда, до Златоуста, находящегося впереди, все равно пришлось доехать, чтобы набрать нужное количество километров.

На выезде с Урала на меня обрушились все мыслимые и немыслимые неприятности. Длинный участок ремонтируемой дороги, днем преодоленный без каких-либо трудностей, ночью в дождь превратился в настоящую полосу препятствий. Попутные и встречные машины забрасывали стекло шлема грязью и слепили фарами, из-за отсутствия разметки практически невозможно было отличить свою полосу от встречной или обочины. В придачу ко всему периодически стали попадаться участки дороги, затянутые туманом. Видимость там не превышала десятка метров. Несколько раз с удивлением замечал, что несусь навстречу огромной фуре, причем кто из нас заезжал на чужую полосу, понять не удавалось. Согласно третьей заповеди ЖЖ, если стекло шлема испачкалось очень сильно, да еще к тому же хочется спать, подними забрало. Так я и сделал. Грязь стала лететь в глаза и зубы застучали от холода, зато видимость заметно улучшилась, да и появилась некоторая бодрость.

А время поджимало. Добраться до Самары в установленный срок и сделать таким образом некоторый запас в километраже не удавалось. И без того медленный мотоцикл, поев местного бензина, стал еще медленнее. Снова начало клонить в сон. Последняя сотня километров далась тяжелее всего: глаза слипались, мотоцикл норовил уехать на обочину или на «встречку». Не помогало даже открытое забрало. Тем не менее цели достичь удалось: на АЗС мой результат в 1500 с небольшим миль зафиксировал беспристрастный кассовый аппарат и остановившийся заправиться автомобилист.

Четвертую заповедь ЖЖ, «если тебе совсем плохо, слезай с мотоцикла и ищи место для ночлега», пришлось нарушить. Места для ночлега поблизости не обнаружилось, а спать на холоде в степи хотелось еще меньше, чем ехать дальше. Благо до Самары оставалось всего 150 километров. Знал бы я, что ждет меня там…

А в Самаре я ощутил последствия нарушения еще пятой заповеди ЖЖ: «на финише забронируй гостиницу или хотя бы узнай ее адрес». Четыре часа катался по городу, натыкаясь на надписи «мест нет» или заоблачные цены на номера. Наконец судьба сжалилась надо мной и в гостинице речфлота послала номер «суперлюкс» стоимостью 1000 руб. Путешествие практически закончилось. Двое суток без сна, 2600 километров на одометре и полное моральное удовлетворение. Осталось только вернуться в Москву.

Домой

А вот с возвращением возникли проблемы. На следующий день отправился исследовать окрестности Самары, и сцепление мотоцикла не выдержало поездок по оврагам и буеракам. О возвращении своим ходом не было и речи. Благо вовремя вспомнилась шестая заповедь ЖЖ: «возьми в дорогу записную книжку». Один звонок в Москву вице-президенту мотоклуба «Ночные волки», и через час самарские байкеры с набором инструментов уже стучатся ко мне в номер.

Починить мотоцикл не удается, начинаем думать, как доставить мотоцикл в столицу. И тут срабатывает седьмая заповедь, «судьба любит ЖЖ». Раздается звонок из Москвы: организаторы гонки «Экспедиция Трофи» зовут на следующий день на очередные соревнования. Излагаю им ситуацию и получаю ответ: «У нас как раз сегодня машины идут из Самары в Москву». Через 12 часов в оранжевом джипе с мотоциклом на багажнике пересекаю МКАД, в очередной раз убеждаясь в истинности седьмой заповеди ЖЖ.

Подпишитесь