Вообще-то законы о потребительской корзине положено принимать не реже, чем раз в пять лет, чтобы обновлять таким образом нормы нашего рациона. Однако, как пояснили «НИ» в Росстате, срок действия предыдущего минимального набора истек еще в конце 2004 года. Так что легально понятия потребительской корзины у нас сейчас не существует, а это значит, что рассчитать официальный порог бедности, с которой власть борется, невозможно.
Решив, что лучше поздно, чем никогда, власть за этот неудобный закон наконец взялась. По сравнению с тем, что Минсоцздрав предлагал еще в июле 2005 года, принципиальных улучшений не заметно. Впрочем, правительство решило увеличить количество мяса в новой потребительской корзине на 22%, рыбы – на 15%, фруктов – на 31%, молока – на 10%. Однако при ближайшем рассмотрении это не более чем игра в цифры. Ведь в натуральном выражении взрослым россиянам определено мяса и мясопродуктов – 105 г на сутки, рыбы – 43 г, фруктов – 56,3 г.
Минимальный набор непродовольственных товаров в предлагаемой правительством корзине вообще остался без изменения. Не пересмотрены и нормы потребления жилищно-коммунальных, бытовых и транспортных услуг. Так что новый минимальный набор практически не отличить от старого, который не критиковал только ленивый. Однако в правительственном пресс-релизе отмечается, что такое количество товаров и услуг позволяет «обеспечить минимальные потребности основных социально-демографических групп населения в жилье, организации быта, передвижении».
По мнению главного специалиста Федерации независимых профсоюзов России Ольги Ольшанской, новая корзина не учитывает даже физиологических потребностей человека в пище. К тому же прямое сопоставление темпов роста цен на непродовольственные товары и услуги с темпами удорожания продуктов питания приводит к искажению реальной стоимости потребительской корзины. «Всем известно, с какой скоростью дорожают услуги ЖКХ, – сказала специалист «НИ». – С начала 2005 года – более чем на 31%, а за период с 2000 по 2004 год – в два раза. Но при определении стоимости потребительской корзины этот фактор проигнорировали».