Posted 4 октября 2005, 20:00
Published 4 октября 2005, 20:00
Modified 8 марта, 09:27
Updated 8 марта, 09:27
«Сегодня мы пришли к историческому моменту – началу присоединения Турции к ЕС. Полагаю, что это будет хорошо и для нашей страны, и для Евросоюза, и для всего мира», – заявил глава турецкого МИД Абдулла Гюль в начале встречи министров иностранных дел ЕС в Люксембурге.
Переговоры о вступлении Турции в ЕС должны были стартовать в понедельник в 17.00. Однако они оказались под угрозой срыва из-за возникших трудностей с утверждением рамочного соглашения. Австрия высказалась против принятия Анкары в Евросоюз на правах полноправного члена: статуса привилегированного партнера, мол, с нее вполне достаточно. Турецкие власти четко заявили, что подобные условия их не устраивают, и, в случае принятия австрийского варианта соглашения, ни на какие переговоры они не поедут. Практически все члены Евросоюза, за исключением разве что Кипра, весь день с перерывами на обед и ужин уговаривали Вену смягчить позицию. В дело вмешались США, всегда поддерживавшие Турцию в ее стремлении приобщиться к европейскому «братству».
Госсекретарь Кондолиза Райс позвонила турецкому премьеру Реджепу Эрдогану и главе МИД Абдулле Гюлю и обсудила с ними сложившуюся ситуацию. По словам одного из чиновников госдепа, пожелавшего остаться неназванным, Райс также провела переговоры с представителями кипрского правительства. Неизвестно, оказывал ли Вашингтон давление на Вену, но вскоре Австрия отказалась от своей поправки в рамочное соглашение. Едва узнав об этом, Гюль, весь понедельник находившийся в Анкаре, вылетел в Люксембург.
Вероятно, Австрия сменила гнев на милость в отношении Турции во многом и потому, что ей удалось дать старт переговорам о вступлении в ЕС своей протеже – Хорватии. Между тем Анкаре предстоит еще выдержать долгий процесс голосования по всем пунктам своего соответствия европейским стандартам. По самым оптимистическим прогнозам, это займет лет 10–15. Во вторых, среди условий, выдвинутых Евросоюзом, есть два абсолютно неприемлемых для Турции. Это признание факта геноцида армян в 1915 году, а также признание Республики Кипр. Пока Анкара однозначно заявляет, что не пойдет на выполнение подобных требований, ЕС твердо стоит на своем. Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу вчера предупредил, что путь Турции в Евросоюз будет «длинным и трудным» и, «как и для любой другой страны, членство не может быть ни гарантированным, ни автоматическим». Еврокомиссар по вопросам расширения организации Оли Рен на пресс-конференции в Брюсселе повторил ту же мысль, добавив, что «Европа несколько устала от расширения».
Переговоры о вступлении Турции в ЕС на грани срыва