Чулпан Хаматова ждать не умеет. Ее судьбу, точно следуя поговорке, определил характер. Казань, Москва, ГИТИС, курс Алексея Бородина, «Мосфильм», режиссер Вадим Абдрашитов и «Время Танцора» – главная женская роль. Кто такая? Сколько лет? Где взяли? Глаза – сумасшедшие, рот – упрямый, улыбка – детская, имя – Чулпан, к которому долго привыкали журналисты и критики. Маленькая, юркая, стремительная в движениях. Уже тогда угадывалась ее необыкновенная женская страстность, которую язык не повернется назвать сексуальностью. Уже тогда угадывался незаурядный яркий умный человек – одержимый, требовательный, выносливый. Ее лицо окрестили «лицом поколения», под это определение попал и Сергей Бодров – именно поэтому они оба появились в качестве ведущих на программе «Взгляд», и это единственное, что их объединяло. Потому что Сергея выбрало время, как наиболее точный типаж, как средство выраженья «мычанья» девяностых, а Чулпан это время просто остановила – как такси. «Проголосовала» у своей обочины, открыла дверцу и, не назвав ни цены, ни адреса, уверенно устроилась на переднем сиденье. МОЕ время.
Ее героини носят типовые имена, типовые наряды, произносят типичные для обстоятельств тексты и влюбляются в обыкновенных мальчиков и мужчин. Все эти Кати, Риты, Лары, Вари, Ольги, Тани и Маши Мухины могли бы пронестись перед нашим взором как серые галки, не оставив о себе ни памяти, ни вздоха. Могли бы растаять, исчезнуть, кончиться, не успев начаться. Могли бы. Если бы не Чулпан. Она наделила их характерами, она сочинила им прошлое и определила будущее, она придумала им привычки, жесты. Она наградила их талантами – одна танцует, другая поет, третья сочиняет, четвертая играет на фортепиано, пятая говорит на иностранных языках. Она научила их любить и жертвовать собой во имя любви – может, это и есть ее главная тема?
Вокруг ее героинь всегда страдания, но всегда – и вера. Волшебное свечение правды оберегает ее от режиссерских неудач, она интуитивно чувствует жанр, частенько спасает своим присутствием картину, да и спектакль. Стыдных работ у нее не было – и везение тут абсолютно ни при чем.
При таком гипертрофированном чувстве долга и ответственности трудно, почти невозможно, строить из себя «глину» и в каждом режиссере видеть Пигмалиона. Конечно, хорошо, когда в твоей жизни вдруг появляется фантазер Худойназаров, который назовет тебя Мамлакат, насует подушек под платье, наплетет тысячи косичек и отправит в полет за счастьем («Лунный папа», 1999). Еще здорово прикинуться никому не известной, но гордой русской артисткой и украсить своим неузнанным лицом несколько европейских фильмов (например, «Гуд бай, Ленин!»). Хорошо, когда телевизор вдруг взбунтуется, затошнит от сериалов и затребует пищи экологически чистой, свежей, красочной – тогда появятся удивительные по своей пронзительности «Дети Арбата» Андрея Эшпая и отважная, отчаянная «Гибель Империи» Владимира Хотиненко. Хорошо, когда театр «Современник» назначит тебя Главной Артисткой и заставит подтверждать этот статус на каждой премьере. И кажется, что груз уже неподъемен, что хрупкая твоя фигурка разломится пополам, как спичка, что милая хрипотца перерастет в шипение и голоса твоего уже никто никогда не услышит. А синяки, ушибы и царапины никогда не сотрутся с твоего измученного тела… А дядьки и тетьки, набившиеся в потные залы, вечно будут требовать от тебя настоящих смертей и настоящих страданий, их не обманешь клюквенным соком и картонным мечом. Так что давай, Чулпан! Твое время продолжается.
СПРАВКА Чулпан Наилевна Хаматова родилась 1 октября 1975 года в Казани. После окончания Казанского театрального училища поступила в ГИТИС на курс Алексея Бородина. В 1998 году была приглашена в труппу Московского театра «Современник». |
1 июня 2005 года в театре «Современник» актеры театра и кино, музыканты, журналисты и врачи провели благотворительный концерт «Подари мне жизнь» в поддержку детей, больных лейкемией. Цель акции – сбор средств на покупку специальной рентгеновской установки для облучения крови. Организаторами акции стали Чулпан Хаматова и Дина Корзун. |
ЦИТАТА «…состояться как актриса, я уверена, больше шансов в театре. Без театра невозможно, театр – это, может быть, единственный тренинг, который есть у драматических актеров, мы не играем гаммы по утрам, мы не стоим у балетного станка. Этот тренинг души нам нужен обязательно, и если ты только снимаешься в кино, ты все равно идешь на компромиссы, чтобы работать, потому что не бывает хороших сценариев и потрясающих ролей. А в театре ты мо-жешь не идти на компромиссы, ты можешь выбирать и при этом быть в фор-ме и твоя душа в форме, и нервная система, все это очень важно, конечно». |
ИЗБРАННАЯ ФИЛЬМОГРАФИЯ «Гарпастум» (реж. Алексей Герман-мл., 2005) Сериал «Дети Арбата» (реж. Андрей Эшпай, 2004) «72 метра» (реж. Владимир Хотиненко, 2004) «Гуд бай, Ленин!»/Good Bye, Lenin! (реж. Вольфганг Беккер, 2003, Германия) «Рождественская мистерия» (реж. Андрей Кравчук, 2000) «Лунный папа» (реж. Бахтиер Худойназаров, 1999) «Тувалу»/Tuvalu (реж. Файт Хелмер, 1999, Германия) «Англия»/England (реж. Ахим фон Боррис, 1999, Германия) «Страна глухих» (реж. Валерий Тодоровский, 1998) «Время танцора» (реж. Вадим Абдрашитов, 1997) |
НАГРАДЫ 2004 – Лауреат премии «Кумир» 2004 – Лауреат Государственной премии в области театрального искусства за роли в спектаклях «Дневник Анны Франк», «Три товарища», «Мамапапасынсобака» С 2004-го – заслуженная артистка Российской Федерации |
ТЕАТРАЛЬНЫЕ РОЛИ «Голая пионерка» – Маша Мухина (театр «Современник», 2005) «Гроза» – Катерина (театр «Современник», 2004) «Мамапапасынсобака» – Андрия (театр «Современник», 2003) «Три сестры» – Ирина (театр «Современник», 2001) «Три товарища» – Патриция Хольман (театр «Современник», 1999) «Чествование» – Санни (Театр А. Чехова, 1997) «Поза эмигранта» – Катя (Театр А. Чехова, 1996) «Дневник Анны Франк» – Анна Франк (РАМТ, 1996) «Фанта-инфанта» – Фанта (Театр Луны, 1995) «Мечты маленького Робинзона» – Пятница (Театр Луны, 1995) |