Posted 3 октября 2005, 20:00

Published 3 октября 2005, 20:00

Modified 8 марта, 09:27

Updated 8 марта, 09:27

Шлагбаум для Москвы

3 октября 2005, 20:00
Сегодня в Лондоне открывается 16-й по счету саммит Россия–ЕС. В отличие от предыдущей встречи такого уровня, состоявшейся в мае 2005 года в Москве, когда были приняты «дорожные карты» по общим пространствам, нынешние переговоры, несмотря на оптимистическую риторику, вряд ли приведут к каким-либо серьезным прорывам. Уже

Российские СМИ были ознакомлены с повесткой дня сегодняшней встречи заранее, на специально созванной ради этого пресс-конференции посла Великобритании в РФ Энтони Брентона и главы представительства Европейской комиссии в России Марка Франко. По словам г-на Брентона, главными темами обсуждения станут итоги принятия и перспективы внедрения в жизнь «дорожных карт» по общим сферам сотрудничества – экономическому пространству, пространству свободы, безопасности и правосудия, пространству внешней безопасности, а также науки, образования и культуры.

Кроме того, от нынешней встречи вроде бы ожидали облегчения визового режима между нашей страной и Евросоюзом. Судя по всему, напрасно. «Мы проводим интенсивный диалог по поводу облегчения визового режима и прилагаем все возможные усилия, чтобы сгладить имеющиеся противоречия. Впрочем, я вынужден признать, что пока еще мы не пришли к соглашению», – констатировал британский посол.

Второй важнейший пункт сегодняшней встречи – энергетический диалог между Россией и Евросоюзом. Вчера министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко провел переговоры по этому вопросу с европейскими коллегами. В частности, обсуждалось строительство новой северной ветки газопровода в Европу. В этой области определенный прогресс налицо, что вполне объяснимо: Брюссель заинтересован в поставках российских энергоносителей не меньше, чем Москва.

Наверняка на саммите будут затронуты и политические проблемы. Весьма непростая ситуация, например, сложилась вокруг Ирана после того, как 24 сентября МАГАТЭ большинством голосов высказалась за передачу «ядерного досье» этой страны в СБ ООН. Россия и ЕС в лице Франции, Великобритании и Германии разошлись по этому вопросу. Санкции, которые Совбез может наложить на Иран уже в ноябре, идут вразрез с экономическими интересами нашей страны в этой исламской республике.

Наконец, можно с уверенностью утверждать, что представители Евросоюза и России, так или иначе, коснутся кризиса в Объединенной Европе, обозначившегося после провальных референдумов по единой конституции во Франции и Нидерландах. В этой связи «НИ» попросили британского посла прокомментировать недавнее выступление министра внутренних дел Франции Николя Саркози, который предложил заменить франко-германский тандем, негласно ведущий организацию вперед, «большой шестеркой». В последнюю, кроме Франции и Германии, также входили бы Великобритания, Италия, Испания и Польша. «Прежде всего, следует осторожнее говорить о том, что какая-то группа стран в ЕС ведет за собой всех остальных его членов, поскольку любые внутренние объединения в уже единой организации будут наталкиваться на сопротивление других групп», – отметил г-н Брентон. Поскольку в скором времени организация может принять в свои ряды еще несколько государств, сейчас крайне важным представляется изменить существующий подход или, по крайней мере, сформулировать проблемы, с которыми столкнется расширенный ЕС. Судя по всему, этим и займется на саммите премьер Великобритании Тони Блэр, с которым, кстати, Владимир Путин проведет завтра двусторонние переговоры.

Подпишитесь