То, что с бронежилетами что-то не так, стало ясно еще два года назад, когда в сентябре 2003-го был застрелен офицер калифорнийской полиции, носивший жилет как раз такого типа. Семья погибшего подала иск против производителя подобной продукции – американской компании Second Chance Body Armor Inc., кстати, крупнейшего игрока в США на этом рынке. А в июне нынешнего года компания сама распространила бюллетень, в котором предупредила, что ее жилеты ненадежны и от пуль серьезно не защитят.
В ходе проверки выяснилось, что синтетический материал японского производства марки Zylon, из которого изготовлялись бронежилеты, разрушается под воздействием жары, света и влаги, становясь крайне непрочным. Между тем его производитель – японская компания Toyobo, если судить по некоторым документам, еще в 1998 году предупредила Second Chance о всех изъянах своей продукции. Теперь и американской, и японской корпорациям предъявлены обвинения в мошенничестве.
Для Second Chance ситуация может осложниться, если выяснится, что компания действительно знала о том, какую опасность представляет выпускаемое ею обмундирование. Об этом на правах анонимности сообщили агентству АП источники в министерстве юстиции США. Ведь американские секретные службы закупили недоброкачественную продукцию даже для президента Буша и его жены Лоры. Пентагон также приобрел партию жилетов для сотрудников специальных отрядов, охраняющих высокопоставленных лиц. Получается, хваленые американские меры безопасности могли бы не выдержать первой же проверки на прочность. Во всех смыслах.
Адвокат Second Chance Дуглас Вагнер заявил, что компания со своей стороны будет всячески способствовать расследованию, проводимому правительством. «Основанные на материале Zylon бронежилеты дефектны, и их необходимо заменить – вот главное, что мы сегодня хотим донести до людей», – подчеркнул Вагнер. Между тем Аарон Вестрик, ранее бывший главным разработчиком жилетов, заявил, что еще в 2001 году сообщил президенту Second Chance Ричарду Дэвису о проблемах с качеством продукции. «На карту поставлены жизни людей и репутация нашей компании», – писал тогда Вестрик. Какой была реакция Дэвиса – неясно, однако бронежилеты продолжали продаваться вплоть до 2003 года.