Не в рифму с веком

28 сентября 2005, 00:00
Сегодня начнутся публичные чтения Московского биеннале поэтов. Двухгодичный цикл и само модное слово «биеннале» лирический фестиваль позаимствовал у художественных выставок. В отличие от многих мировых столиц, где поэтические фестивали проходят уже 30–40 лет, московский смотр поэтов открывается лишь в четвертый раз. Но

Сегодня рифмоплеты не соперники футболистам в аренде больших пространств. Поэтическое слово, когда-то собиравшее стадионы, загнано в резервацию небольших клубов и в толчею книжных выставок. Программа недельного биеннале – по большей части сборная солянка из тех, кто «широко известен в узких кругах». За поэтов, знаменитых в общенародном масштабе, отдуваются Геннадий Айги, Андрей Вознесенский, Дмитрий Александрович Пригов.

Отец-основатель и президент биеннале Евгений Бунимович подловил удачный момент для того, чтобы его детище заручилось поддержкой государства. Первый международный съезд поэтов 1999 года совпал с 200-летием Пушкина, и с тех пор каждые два года биеннале проходит под лучами «солнца русской поэзии». В этом году фестиваль открылся в апартаментах бывшей квартиры Пушкина.

Сам термин «биеннале», сроднившийся с изобразительным искусством, дает поэтическому фестивалю право на модные чудачества. Современный художник почитает нужным закалывать живность или, скажем, составлять инсталляции из человеческих трупов во имя искусства, и лирики тоже не прочь совершить публичные жертвоприношения музам. До субботы на нескольких площадках Москвы будут резвиться затейники от стихосложения. В среду в РГГУ назначена встреча «Экстремальный опыт в современной поэзии». Типичный представитель экстремалов – специалистка по нестандартным эротическим ситуациям Линор Горалик. В четверг там же сведут в очном поединке поэтов из Германии и Израиля. Возраст и состав участников не заявлены, так что результаты подобной провокации непредсказуемы. В Московском Союзе литераторов назначен вечер духовной поэзии, отрешившейся от всего мирского. А в Институте экологии и эволюции РАН в пятницу пройдет самая неформатная встреча биеннале – чтения авторов, «имевших травму головы или иные психоневрологические проблемы». Имена участников опять же заранее не разглашаются. Логично было бы ждать на «круглом столе» Сергея Гандлевского, автора автобиографической «Трепанации черепа», но в силу необщительности он мог и проигнорировать приглашение. То, ради чего затевался биеннале, – не имеющая естественного заменителя авторская речь – зазвучит на двухдневном Фестивале голосового стиха в Культурном центре «Дом». Там испробуют способности к звукоподражанию, вокальные навыки и прочие музыкальные таланты поэтов.

#Новости #Литература #Культура
Подпишитесь