Posted 27 сентября 2005, 20:00
Published 27 сентября 2005, 20:00
Modified 8 марта, 09:29
Updated 8 марта, 09:29
Россия поставила очередной мировой рекорд: бюджетный профицит превышает 1,3 трлн. руб., что составляет примерно четверть всей доходной части бюджета страны. Цифра впечатляет. Однако гордиться, в принципе, нечем, да и заслуга правительства здесь, мягко говоря, условна. Лишние деньги появились исключительно за счет высоких цен на нефть. Куда потратить эту прорву нефтедолларов, г-н Фрадков не сказал. Да ведь и тратить надо с умом. Если все загнать в зарплату, то получим инфляцию более 20%. Вместе с тем премьер признал: «Замедление динамики роста ВВП вызвано снижением объемов продаж добывающей промышленности, снижением роста промышленного производства и экспорта нефти». Однако о ситуации в обрабатывающей промышленности, где создается основная доля ВВП, он не упомянул.
Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева назвала такой гигантский профицит «экономическим сумасшествием». Депутат сообщила «Новым Известиям», что к концу года превышение доходов над расходами составит не 7% ВВП, как предсказал г-н Фрадков, а гораздо больше, поскольку по итогам исполнения бюджета в I полугодии он уже достиг 10%. «По утвержденному бюджету на 2005 год профицит должен был составить 1,4% от ВВП, или 287 млрд. руб., – рассказала г-жа Дмитриева. – Фактически он достигнет 1 трлн. 400 млрд. руб. Это результат грубейшего просчета при оценке доходов. Они были занижены на 1 трлн. 600 млрд. руб. Расходы, соответственно, тоже были занижены». С точки зрения влияния на экономику такой профицит, считает депутат, представляет собой мощнейший тормоз экономического роста. Это означает также изъятие из экономики 7% ВВП, тогда как за весь прошлый год российский валовый продукт вырос тоже на 7%. Пережить такое сумеет не всякая страна.
Депутат Госдумы, член-корреспондент РАН Сергей Глазьев считает, что российское правительство демонстрирует экономическое чудо со знаком минус. «К сожалению, премьер-министр не уточняет и, может быть, сам себе не отдает отчет в том, что профицит бюджета в размере 7% ВВП означает не только изъятие денег из экономики, но и снижение экономической активности, – пояснил ситуацию «НИ» депутат. – Деньги, которые заплатили налогоплательщики, произведя товары и услуги, государство бездарно заморозило в профиците и стабилизационном фонде вместо того, чтобы вернуть эти средства на покупку товаров и услуг». Тем самым, считает ученый, в этом году установлен абсолютный мировой рекорд по торможению экономического роста, и чистый вклад в него правительства можно оценить в минус 7% ВВП.
Изъятие денег из экономики через бюджет означает недоплату работникам бюджетной сферы, недооценку труда учителей, врачей, работников культуры, ученых, которые могли бы, по оценке депутата, получать зарплату в два раза больше, чем получают сейчас. Если бы государство тратило денег столько, сколько собирает, балансируя доходы и расходы, темпы экономического роста, по его мнению, были бы вдвое больше, а уровень жизни на 25% выше, чем в настоящее время.
Верстая бюджет с профицитом, правительство действует сегодня, скорее всего, рефлекторно. Ведь когда-то превышение доходов над расходами было мечтой. Первый в новейшей российской истории бездефицитный бюджет удалось сверстать лишь на 2001 год: доходы тогда должны были сравняться с расходами и составить 1 трлн. 193 млрд. руб. Показатели главного финансового документа страны были рассчитаны, исходя из объема ВВП в размере 7,75 трлн. руб., уровня инфляции 12%, курса рубля – 30 руб. за доллар. Цена барреля нефти в проекте была определена на уровне 18 –19 долларов. Тот бюджет удалось исполнить с профицитом в 272 млрд. руб., и это было предметом законной гордости правительства.
Профицит при дефиците
По словам руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Владимира Аверченко, для модернизации инфраструктуры ЖКХ необходимо как минимум 1,2 трлн. руб. К началу сентября 2005 года для подготовки ЖКХ к отопительному сезону было выделено 53,3 млрд. руб. при необходимых 87,4 млрд. На хроническое недофинансирование своих отраслей жалуются также министр образования и науки Андрей Фурсенко, министр транспорта Игорь Левитин, министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов, министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов.
Александр МАКАРОВ