Posted 25 сентября 2005, 20:00
Published 25 сентября 2005, 20:00
Modified 8 марта, 09:30
Updated 8 марта, 09:30
Выборы в Польше (они следуют одни за другими – 9 октября поляки изберут президента) начались похоронами. Воскресное голосование в парламент еще не было открыто, как пришло сообщение о том, что кандидатов в президенты стало меньше – в субботу вечером в автокатастрофе погиб лидер Польской партии труда Даниэл Поджицкий. Он не был первым в числе претендентов на пост главы государства, но его смерть – факт трагический и прискорбный. Если же говорить о политических трагедиях, то они впереди. По крайней мере, для правящего Союза демократических левых сил (СДЛС). Как предсказывают польские политологи, левым не далее чем сегодня предстоит пережить весьма сложный момент – когда будут оглашены предварительные итоги голосования. Но и без того ясно, что состав нынешнего правительства кардинально изменится, и из левого станет правым. Вопрос лишь в том, какая из двух правых партий – консервативная «Право и справедливость», возглавляемая мэром Варшавы Ярославом Качиньским, или либеральная «Гражданская платформа», которой руководит Дональд Туск, – получит большинство. Шансы у них, как показали проведенные накануне выборов опросы, примерно равны. Потому лидеры обеих партий дали понять, что после победы могут формировать совместную коалицию.
Если большинство голосов достанется «Праву и справедливости», новым премьером страны будет Ярослав Качиньский. От «Гражданской платформы» на этот пост претендует Ян Рокита, но у него шансов чуть меньше. Что касается намеченных на 9 октября президентских выборов, здесь фавориты – Дональд Туск и брат Ярослава Качиньского – Лех. Таким образом, как уже писали «НИ», не исключено, что президентом и премьером Польши могут стать близнецы. Хотя более вероятен иной расклад: Ярослав Качиньский возглавляет правительство, а Туск – государство. Кстати, Польша – парламентско-президентская республика, и первое лицо в нем обладает весьма широкими полномочиями.
России любой из возможных сценариев не сулит потепления в отношениях с Варшавой. Единственная партия – «Самооборона», которая относится к России если и не с любовью, то весьма терпимо, может рассчитывать лишь на место в оппозиции – ее поддерживают только 10% поляков. Остальные политические формирования и их лидеры Кремль не очень-то жалуют. Так, Ярослав Качиньский не раз критиковал действующего президента республики Александра Квасьневского за слишком мягкий внешнеполитический курс по отношению к Москве. Особенно жестким, по сути, скандальным стало заявление популярного политика по поводу недавнего нападения в российской столице на польских дипломатов. «То, что сделала Россия, удивительно. Я не могу припомнить, чтобы такие методы применялись даже против дипломатов в Берлине, когда у власти был Гитлер», – заявил кандидат в премьеры в пятничном интервью польской газете «Выборча». Вообще же Качиньский подчеркивает, что до тех пор, пока Россия не признает Польшу как «самостоятельного игрока в Европе, улучшить наши отношения будет трудно».
Претендент на премьерское кресло от «Гражданской платформы» Рокита в особо теплых чувствах к Москве тоже замечен не был. А после того, как была обнародована информация о строительстве российско-германского газопровода в обход Польши, он своего возмущения и вовсе не скрывал, подчеркивая, что доброжелательные соседи так себя не ведут. Вообще, по его словам, «Польша – это среднее государство без имперских амбиций». В отличие, мол, от сами угадайте кого.
Кандидат в президенты Польши Анджей Леппер: «На Западе нас никто не ждал»