После воскресных парламентских выборов в Германии сложилась почти безвыходная ситуация. Сейчас у христианских демократов 225 мест в бундестаге – у эсдеков на 3 меньше. Союзные ХДС/ХСС свободные демократы могут рассчитывать на 61 мандат, в то время как «зеленые» – на 51. Таким образом, ни одна, ни другая группировка не получила абсолютного большинства. Разумеется, в подобных условиях встает вопрос о новых коалициях, а цена союза с любой из пяти главных политических сил в стране резко возрастает.
Переизбранный на пост председателя СДПГ в бундестаге
Франц Мюнтеферинг направил приглашения для «зондирующих бесед» руководителям ХДС, ХСС, СвДП и «зеленых». Однако лидер последних Йошка Фишер неожиданно обострил ситуацию, заявив во вторник вечером, что отказывается от любых постов в партии и фракции. Именно Фишер был и остается одним из главных противников объединения «зеленых» в коалицию с христианскими демократами – а такая возможность сегодня витает в воздухе. В свою очередь Ангела Меркель после переизбрания во вторник на пост председателя ХДС (ее поддержали 98% членов ее партии) выглядела изможденной и озабоченной. Без тени улыбки она, стоя рядом с председателем ХСС Эдмундом Штойбером, констатировала, что их ждут «трудные переговоры» по формированию правительства.
Вариантов новых коалиций не очень много. В кабинет могли бы войти христианские демократы, объединившись со свободными демократами и «зелеными». Но захотят ли этого последние – очень большой вопрос. Да и среди самих христианских демократов не все желали бы такого союза. Так, один из представителей ХДС, глава МВД Баварии Гюнтер Бекштейн, во вторник высказался против объединения с «зелеными». Еще один из вариантов – «светофоровая» (по цветам – красному, зеленому и желтому) коалиция, куда бы социал-демократы и «зеленые» переманили свободных демократов. Впрочем, лидер последних Гуидо Вестервелле на эсдековское приглашение к консультациям публично ответил: «Пусть уже кто-нибудь объяснит, что меня бесполезно обхаживать». От союза с еще одной политической силой – коалицией «Левая партия – ПДС», которая, кстати, получила аж 54 места в парламенте, – отказались и христианские демократы, и СДПГ. Лидеры «истинных левых» Грегор Гизи и Оскар Лафонтен, в свою очередь, отворотили нос от партии Шрёдера (ну а с ХДС у них, понятно, вообще ничего общего). Остается еще вариант «большой коалиции» между ХДС/ХСС и СДПГ, хотя и здесь немало сложных вопросов. Первый из них: кто будет канцлером? И Шрёдер, и Меркель от своих амбиций пока не отказываются.
Выборы в Германии показали, что общество не готово к серьезным жертвам ради оздоровления экономики