«Новые Известия» совместно с Национальной почтовой службой Mail.ru продолжают серию опросов на культурные и социально-политические темы. На этот раз мы решили узнать, какую художественную литературу предпочитают наши соотечественники. Национальным достоянием, по мнению пользователей Интернета, оказались мистический японец Харуки Мураками и российский хулиган Виктор Пелевин.
«Модное чтиво», которое вырвалось на первое место с 19% голосов, – категория весьма расплывчатая. Один из главных представителей этого направления Виктор Пелевин – уникальный персонаж: он одновременно номинируется на главные литературные премии и завоевывает первые места в рейтингах продаж, хотя обычно приоритеты у литературной элиты и массового читателя расходятся. Судя по заявленным нами примерам модных современных авторов (Пелевин и Мураками), идеальный писатель должен воспринимать действительность сквозь размытую мистическую призму и писать с претензией на метафизику, но доступным языком. Стоит сделать скидку на то, что пользователи Интернета, участвовавшие в опросе, – в основном молодежь, особо подверженная веяниям моды. На юную аудиторию сильнее, чем на взрослых, действует молва о том, что читать детективы – малопрестижное занятие. Даже в анонимном опросе не каждый признается самому себе, что предпочитает детективы Донцовой. Таких «смельчаков» набралось лишь 13,6%. Тем временем объем тиражей детективов в разы превышает объемы выработки фантастики, фэнтези или любых «модных» сочинений.
Относительно низкие баллы в нашем опросе получили мемуары, воспоминания и исторические романы. Что интересно, на Западе сегодня тенденция прямо противоположная: художественному вымыслу там предпочитают быль, которая впоследствии поможет блеснуть эрудицией. Причем при продаже таких книг работает эффект «девушки с обложки», обкатанный журнальным бизнесом. Иными словами, если с полки книжного магазина на вас смотрит Мэрилин Монро, Сталин, Гитлер или Ленин – такая новинка автоматически становится раскрученным брендом. Постепенно это веяние доходит и до нас. Если певичка Аманда Лир пишет интимные воспоминания о Сальвадоре Дали, а на обложку помещают его портрет, книга привлекает внимание двойным залпом знаменитых имен.
К сожалению, всеобщей узнаваемости еще не достигли наши «живые классики». Ни престижные премии, ни книжные выставки, ни телепередачи, ни подвиги юности почему-то не делают их более популярными. Вероятно, чему-то и «классики» могли бы поучиться у своих конкурентов: занимательности сюжета или борьбе с интеллигентским снобизмом.
КАКУЮ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ ВЫ ЧИТАЕТЕ? (В скобках указаны примеры для ориентира)
|