Принципиальное решение о том, что российские моряки будут дожидаться окончательного вердикта на воле, было принято нигерийским судом еще 4 августа. «Тогда мы так обрадовались, – рассказала «Новым Известиям» Людмила Кравцова, мать одного из заключенных. – Мы думали, что их буквально на следующий день отпустят». Но тюремные ворота оставались закрытыми для наших соотечественников больше месяца. Они не покинули камеры, потому что сначала не было гарантийных писем о том, что моряки обязуются посещать все последующие заседания суда. «Посол на тот момент был в отпуске, – продолжила Людмила Кравцова. – А нигерийцы требовали, чтобы подпись на письмах была только его. Наконец, 17 августа суд постановил, что подписаться может временный поверенный».
Но и после этого моряки не покинули тюрьму. «Это произошло из-за некоторой бюрократической волокиты, – объяснил «НИ» вице-президент профсоюза моряков Игорь Ковальчук. – Среди арестованных по делу о контрабанде нефти оказались граждане Румынии и Грузии, тоже члены экипажа. И пока всех документов не было в наличии, рассмотрение окончательного решения затягивалось. Теперь вроде все готово. Но предсказывать, чем закончится это заседание, я не собираюсь. Мы моряки – люди очень суеверные. Но всегда надеемся на лучшее, а готовимся к худшему».
Между тем в минувшую пятницу нигерийский суд еще раз подтвердил, что готов в понедельник отпустить наших моряков под залог паспортов и гарантии российского посольства. «Им уже приготовлены квартиры на территории российского торгпредства, – сообщил Игорь Ковальчук. – Там есть и телевизор, и холодильник, и стиральная машина, и плита. Есть даже кондиционер».
Кроме того, к морякам собираются приехать их родственники. «Мы опять полетим туда. Сейчас ждем приглашения от посольства, чтобы оформить визы, – сказала «НИ» Людмила Кравцова. – Едем туда, чтобы морально и материально помочь нашим сыновьям и мужьям».
Стоит отметить, что механизм по освобождению моряков заработал как раз после первого визита в Нигерию их родственников летом этого года. До этого все попытки добиться реальной помощи от российских властей терпели фиаско. На родине жены и матери нигерийских узников долго обивали всевозможные пороги: начиная с местных глав администраций и заканчивая приемной президента РФ. Чиновники ограничивались формальными обещаниями и отписками.
Невероятными усилиями матери и жены смогли собрать деньги, оформить визы в Нигерию и отправиться туда. И, как выяснилось, эта кампания оказалась более результативной. Стоило матерям добиться аудиенции у высокопоставленных нигерийских чиновников, как к решению вопроса подключилась российская «тяжелая артиллерия». Наш МИД вдруг на всех уровнях стал добиваться освобождения своих соотечественников. Более того, глава внешнеполитического ведомства Сергей Лавров направил в середине июля послание министру иностранных дел Нигерии Олуйеми Адениджи, в котором отметил, что ситуация с задержанными в Лагосе россиянами не способствует созданию благоприятной атмосферы для двустороннего сотрудничества. Он потребовал принять срочные меры, чтобы ускорить суд и не томить людей неизвестностью.
В результате этих усилий морякам сначала улучшили условия пребывания в заключении, разрешили регулярные свидания, на которые родственники приносили арестантам нормальную еду. И как сказала в недавнем интервью «НИ» Людмила Кравцова, когда им принесли пельмени, «они чуть не упали в обморок».
ЗА ЧТО И КАК СИДЯТ РОССИЙСКИЕ МОРЯКИ Газета «Новые Известия» первой в центральной прессе рассказала, как в октябре 2003 года судно African Pride, принадлежавшее греческим судовладельцам, но ходившее под панамским флагом, с 11 тыс. тонн сырой нефти было задержано в 18 милях от Лагоса катерами пограничной охраны Нигерии. Под предлогом проверки документов пограничники тогда увезли с собой капитана и старшего помощника, а затем отконвоировали судно в порт. Членов экипажа – в основном это граждане России, всего их 15 человек – обвинили в контрабанде нефти и доставили сначала на военно-морскую базу. Спустя несколько дней греческий владелец угнал судно прямо из порта. Кстати, сейчас оно переименовано и ходит под норвежским флагом. После этого нигерийские власти посадили наших моряков в тюрьму строгого режима «Кирий-Кирий». Там они содержались в нечеловеческих условиях – практически не ели, по нескольку раз переболели малярией, а врачу российского посольства даже не разрешали их лечить. Более того, они спали на голом бетонном полу, а на ногах у них были колодки. |