На сегодняшний день крупнейшие российские аэропорты отвечают практически всем международным стандартам в области обеспечения безопасности. «Сейчас комплекс превентивных мер в отношении новых видов террористических угроз на объектах транспорта формируется на принципиально новом качественном уровне, – заявил «Аэропорту» руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации Александр Нерадько. – Наши аэропорты оснащаются современными техническими средствами досмотра, аналогичными тем, которыми оснащены крупнейшие аэровокзалы мира. А, например, в «Домодедово» есть оборудование, которое по некоторым показателям превосходит технические средства обеспечения авиационной безопасности, имеющиеся у зарубежных коллег». Из этого можно сделать вывод, что российские аэропорты за эталон уже не берут степень оснащенности того или иного, пусть самого продвинутого зарубежного аэропорта, а ориентируются на последние мировые разработки в сфере безопасности.
Безопасность должна быть комфортной
В настоящее время наши аэропорты производят интенсивное переоснащение современными техническими средствами, позволяющими выявить запрещенные к перевозке предметы и вещества в багаже, ручной клади, грузах, а также на теле и в теле человека. Так, в «Домодедово» недавно началась эксплуатация системы рентгеновского контроля «Сибскан», разработанной в Институте ядерной физики Сибирского отделения РАН и произведенной на орловском предприятии «Научприбор». Этот уникальный аппарат может обнаружить спрятанные на теле и в одежде человека взрывчатые вещества, оружие, драгоценные камни, стеклянные и пластиковые ампулы и другие предметы. Все, что есть на человеке, стоящего в рамке этого прибора, оператор видит на специальном мониторе.
По сравнению с аналогичными аппаратами «Сибскан» имеет ряд преимуществ. Эта система дает более четкое изображение за счет статичного сканирования объекта, тогда как в других системах используются движущиеся платформы или движущиеся рентгеновские лучи. Но, пожалуй, самое главное достижение разработчиков, во всяком случае, с точки зрения простого пассажира, состоит в другом: время обследования сократилось в 2–3 раза по сравнению с используемыми системами. Теперь, чтобы полностью просветить человека и увидеть содержимое его одежды, требуется всего 5 секунд – меньше, чем любой пассажир потратит на то, чтобы развязать шнурки, снять обувь и верхнюю одежду. Как следствие, аппарат обладает высокой пропускной способностью: за час он способен обследовать свыше 100 человек.
Впрочем, у этого агрегата есть и другие достоинства. Он, например, способен обнаруживать неметаллические предметы, которые остаются незамеченными при проходе через обычные рамочные детекторы. А эффективность досмотра повышается за счет того, что подошву ботинок можно сканировать под особым углом.
«В принципе, кто не хочет раздеваться во время предполетного досмотра, не обязан этого делать, – сообщили в пресс-службе аэропорта «Домодедово». – Пассажир может пройти обследование на «Сибскане». Тем более что это абсолютно безвредно». Хотя пассажиры могут отказаться и от обследования на аппарате. «У людей бывают разные причины, и мы с пониманием относимся к этому, – говорят представители аэропорта. – Но тогда уж точно придется снять верхнюю одежду, обувь и пройти досмотр у специалистов служб безопасности. Это займет немного больше времени, однако условия обеспечения безопасности останутся на прежнем высоком уровне».
Контакт не предлагать
За системами такого рода – будущее. «Естественно, аэропорты должны и будут развивать именно бесконтактные способы контроля, – сказал «Аэропорту» главный редактор CIS Observer, эксперт по безопасности Максим Пядушкин. – Эта тенденция подтверждается хотя бы тем, что аэропорты регулярно приобретают различные газоанализаторы».
Что касается таких устройств, то этим летом в «Шереметьево» появился новый газоанализатор Sentinel II, разработанный компанией Smiths Heimann GMBH. Он позволяет обнаруживать микроскопические частицы взрывчатых веществ, скрытые на теле человека, проходящего через арочный створ детектора, или обнаруживать следы опасных веществ путем взятия проб различных предметов, включая чемоданы и личные вещи. Sentinel II обдувает струей воздуха проходящих через него пассажиров, и через несколько секунд на мониторе появляются результаты анализа на наличие следов взрывчатки.
Аналогичный аппарат американской корпорации GE есть и в «Домодедово». Там вообще оборудован целый арсенал «нюхачей», настроенных на распознавание различных взрывчатых веществ. Так, здесь активно используется экспресс-анализатор IONSCAN 400В. При своей компактности и простоте в применении он способен распознать даже мельчайшие частицы взрывчатых веществ и наркотиков. Также в аэропорту есть и определитель паров взрывчатых веществ «Портал» ENTRY SCAN 3 и обнаружитель взрывчатых веществ на основе ядерного квадрупольного резонанса ЯКР – 160.
Четвероногий детектор
Правда, несмотря на то что в распоряжении служб безопасности есть техника практически на все случаи жизни, каждый столичный аэропорт имеет кинологическое подразделение. «У нас используются спаниели и овчарки», – сообщили в пресс-службе «Домодедово».
Когда нужны собаки? Во-первых, они каждый час патрулируют большие помещения, где затруднена работа техники. Например, залы терминала, где почти всегда много людей. Во-вторых, их вызывают, когда обнаруживают подозрительные предметы. Ведь взрывчатые вещества и наркотики четвероногие детекторы вычисляют не хуже своих электронных коллег. Но проигрывают им в работоспособности – собакам регулярно требуется отдых.
За гранью видимого
Но аппараты и собаки лишь видимая часть работы службы безопасности аэропорта. Ведь у них есть еще набор других средств и методов, которые также нацелены на решение главной задачи – обеспечить безопасность каждого пассажира.
Именно для этого наблюдение за пассажирами начинается еще на подступах к аэропорту. Перед въездом на паркинг установлены камеры видеонаблюдения, изображение с которых поступает на мониторы службы безопасности. Подозрительные машины вычисляются еще до того, как они попали на парковку. И к ним самим, и к их пассажирам будет повышенное внимание. Могут досмотреть как самих пассажиров, так и машину. Камеры следят также и за тем, что происходит внутри самого терминала и на взлетной полосе. Особое внимание уделяется внезапно появившимся посторонним предметам.
Но один из самых перспективных способов обеспечения безопасности – система профайлинга, которую разработали в Израиле. Она позволяет вычислять опасные категории пассажиров еще при входе в аэропорт. Ее суть заключается не столько в технике, сколько в психологии. По внешнему облику пассажира или в течение нескольких минут беседы специалист службы безопасности составляет психологический портрет обследуемого. И в случае возникновения любых подозрений пассажира тщательно досматривают.
Эксперты в сфере безопасности убеждены, что профайлинговая система в России будет развиваться. Тем более что она уже хорошо зарекомендовала себя. Так, например отделы спецконтроля аэропорта «Домодедово» в последнее время проверялись 3 раза. Двух условных террористов вычислили с применением именно элементов профайлинга. Подозрения у сотрудников служб безопасности эти люди вызвали еще на уровне проверки документов – фотография в паспорте не соответствовала пассажиру. Еще одного условного террориста задержали при прохождении через стационарный металлоискатель. Инспектор при личном досмотре обнаружил «пояс шахида».
Правда, пока столь высоким уровнем обеспечения безопасности могут похвастаться лишь крупные международные терминалы. «У региональных аэропортов банально нет денег на закупку дорогостоящего оборудования, – отметил Максим Пядушкин. – Да, у них есть специальные технические средства, но они и морально, и физически уже устарели. А обеспечение безопасности на высоком международном уровне пока демонстрируют лишь аэропорты московского авиационного узла».
Чем вы готовы поступиться ради своей безопасности? Людмила НАРУСОВА, член Совета Федерации: – Ради этого я готова снимать костюм, ремень с пряжкой и проходить личный досмотр. Я поддерживаю усиление подобных мер. Евгений БАРУ, адвокат: – Я готов терпеть сколько угодно и что угодно. Другое дело, что эти меры находятся на примитивном уровне и отнимают у людей много времени. Но если ничего другого нет, то нужно терпеть, понимая, что это просто необходимость. Георгий ДАНЕЛИЯ, режиссер: – Кто не хочет проходить тщательный досмотр, тот пусть сидит дома. Лично я на все согласен. Инна ЧУРИКОВА, актриса: – Я считаю, что нужно усиливать меры безопасности. У пассажиров должна быть уверенность, что самолет не взорвется. Ради этого я готова снять обувь, я отношусь к этому с пониманием. Аркадий ИНИН, писатель-сатирик: – Я согласен на любые меры. Пусть у меня в квартире в любом месте и даже в туалете установят видеокамеру и будут наблюдать за мной круглосуточно. Александр АДАБАШЬЯН, драматург: – Я уже не раз проходил многочасовые досмотры и отношусь к этому нормально, если они проводятся в целях обеспечения безопасности. Но все должно быть в разумных пределах. Я, например, категорически против рентгена, раздевания и взвешивания на весах. Алла ДЕМИДОВА, актриса: – Ради безопасности можно и поступиться некоторыми удобствами. Во всяком случае, я готова на это. Надо понимать, что идет война с террором, и жить в таких условиях не очень комфортно. |