Posted 24 августа 2005, 20:00
Published 24 августа 2005, 20:00
Modified 8 марта, 09:26
Updated 8 марта, 09:26
С приближением 2008 года вопрос отношений власти с олигархами будет только обостряться. Те из них, кто оказался за рубежом, не скрывают своих намерений взять реванш. Другие, находящиеся в России, стремятся упрочить свои позиции. Еще в начале лета близкие к Кремлю политологи предупреждали о том, что в России могут начаться события, подобные грузинским, абхазским или киргизским. Директор Института политических исследований Сергей Марков даже подобрал для этого соответствующий термин – «березовая революция».
Похоже, что к концу лета эта деятельность резко активизировалась. В последнее время в западных СМИ прозвучала целая серия нападок на российское руководство. Случайно или нет, но обвинительные статьи (как это часто бывает в таких случаях, не подтвержденные фактами), в которых упоминались Владимир Путин и его супруга, начали появляться в печати сразу после заявлений президента о недопустимости финансирования Западом политической деятельности в России. Некоторые иностранные СМИ особо и не скрывали фамилию возможного организатора этой акции. Немецкая Die Welt в статье, озаглавленной «Олигарх Фридман может выгадать от аферы Кремля», высказывает убеждение, что «информация в прокуратуру Франкфурта была слита из окружения Фридмана».
Многие политологи в связи с этими событиями задаются вопросом, не грозит ли России потеря государственности в результате «вольной» деятельности олигархов? Ведь та же «Альфа-Групп», образно говоря, не что иное, как государство в государстве. В российском бизнес-сообществе поговаривают, что служба безопасности «Альфы» сегодня организована лучше иного силового ведомства.
Вокруг «Альфа-Групп» давно сформирована система политических связей, превративших эту структуру в одну из самых эффективных лоббистских организаций. Бывшие «альфовцы» трудятся и в администрации президента (замруководителя администрации Владислав Сурков, помощник президента, секретарь Госсовета Александр Абрамов, начальник управления по внутренней политике администрации президента Андрей Попов), и в Совете Федерации (Глеб Фетисов). В Госдуме членами «Единой России» являются Владимир Груздев – совладелец торговой компании «Перекресток», Вячеслав Тимченко – бывший вице-президент ТНК и Александр Шибалкин, бывший начальник отдела департамента ОАО «ТНК-Менеджмент». Этот список можно продолжать долго.
Стоит сказать, что глава «Альфа-Банка» Петр Авен чуть ли не ежемесячно встречается с президентом. Кстати, директор Института национальной стратегии Станислав Белковский в последнем своем докладе указывает на прямые рычаги влияния руководства «Альфа-Групп» непосредственно на президента.
С другой стороны, люди «Альфы» входят и в оппозиционные к действующей власти структуры. В «Комитете-2008» трудится первый заместитель председателя совета директоров «Альфа-Банка» Олег Сысуев. В последнее время в связи с дачным скандалом появилась информация и об особых взаимоотношениях между Михаилом Фридманом и экс-премьером Михаилом Касьяновым. В то же время ходят упорные слухи и о возможной связи структур «Альфа-Групп» с молодежным движением «Наши». Если это соответствует действительности, то еще неизвестно, в какую сторону побежит эта «чутко отзывчивая» молодежь в случае чего.
В эту же канву вписывается и информация о взаимодействии руководства «Альфа-Групп» с представителями различных американских структур. Не секрет, что до своего избрания на пост вице-президента США Дик Чейни был одним из руководителей Halliburton Energy Services, активно сотрудничавшей с «Альфой». Естественно, такие связи позволяют использовать бизнес-методы, недоступные другим компаниям, достаточно вспомнить хотя бы нашумевший конфликт «Альфы» с Telenor по поводу покупки сотовой компании Украины «Украинские радиосистемы».
О том, что «Альфа» ходит по лезвию ножа, говорит еще и тот факт, что в прошлом году британский информационно-аналитический центр Russian Axis присвоил «Альфа-Групп» максимальный рейтинг потенциальной конфликтности с властью.
Действительно, олигархи всегда и везде оказывали и будут оказывать влияние на власть. Но «игра за обе команды», которая в будущем может вообще грозить потерей государственности – вопрос особый.