Posted 18 августа 2005, 20:00
Published 18 августа 2005, 20:00
Modified 8 марта, 09:28
Updated 8 марта, 09:28
Родителям первоклассников очень важно вовремя заметить возникающие проблемы и грамотно их решить. По статистике, самые распространенные нарушения, с которыми сталкиваются родители первоклассников и педагоги, – это синдром гиперактивности и дефицита внимания, дислексия и дисграфия. Ни к одной из этих проблем нельзя относиться легкомысленно.
Сорвиголова
При синдроме гиперактивности и дефицита внимания поведение ребенка может казаться неадекватным. На уроках он шумит и отвлекает других учеников, кривляется и паясничает, даже если до этого не отличались вычурностью моторики. Родителям кажется, что он не хочет учиться и не желает сосредоточить свое внимание на одном занятии.
На самом деле, первоклассник может просто не совсем понимать, как он должен воспринимать свою новую школьную жизнь. Это порождает «ножницы» между внутренними ощущениями и его реакцией на события. Как правило, такие ситуации часто возникают у детей с высоким уровнем интеллектуального развития. А у многих это может быть следствием недостаточного воспитания.
В этом случае от родителей и учителей требуется конкретная постановка задач. Чтобы овладеть знаниями, ребенку нужно четко понимать, что от него требуется в тот или иной период обучения, какие навыки он должен приобрести и почему, как следует вести себя в школе и т.д. Все это вносит упорядоченность в его жизнь, а именно в ней он и нуждается. Очень важен
структурированный режим дня: сколько времени должно посвящаться учебе, подготовке домашнего задания, играм и развлечениям. При этом важно, чтобы кто-то из взрослых обязательно контролировал его выполнение. При надлежащей помощи со стороны родителей и педагогов проблема исчезнет сама собой. Если же синдром вызван заболеванием головного мозга, обучение потребует особой организации, вероятнее всего, будет назначено медикаментозное лечение.
Я слова не забываю, но немножко путаю…
Дислексия – это замедление процесса обучения чтению. Ребенок не может понять, что именно от него хотят, и делает специфические, стойкие ошибки. Интересно, что 70% страдающих дислексией мальчики.
«При дислексии буквы и слова изображаются или прочитываются неверным образом, – говорит кандидат психологических наук, сотрудник кафедры экстремальной психологии и психологической помощи факультета психологии МГУ Ольга САВИНА. – Ребенок с трудом различает созвучные слова. Он может говорить слово «бочка» вместо «почка», «уголь» вместо «угол», смешивать оптически сходные буквы (к-н, п-т, п-к, а-о, д-у, х-ж) и не запоминать написание простейших слов. Читая «по догадке», дислексики часто заменяют слова близкими по буквенному составу, но разными по смыслу (богатыри-богатые, потом-поэтому), искажают окончания (говорится-говорил), переставляют слоги (лопата-лотапа), а то и вовсе пропускают целые звуки и буквы (куртка-курка). Тревожным сигналом для педагогов и родителей должно стать то, что ребенок совершает одни те же ошибки, которые могут закрепиться на долгое время, если ничего не предпринимать.
Подобные проблемы с чтением автоматически переносятся и на письмо. Поэтому часто у детей-дислексиков хромает и «чистописание». Причем главная трудность заключается не в том, что в тетрадке такого ученика ничего не разобрать, а в том, что, как и при чтении, ребенок делает специфические ошибки, которые могут указывать на другое нарушение – дисграфию. При дисграфии наблюдаются следующие отклонения. При письме ребенок заменяет и смешивает буквы, обозначающие звуки, близкие по звучанию и начертанию (п-б, с-з, к-г, т-д, п-и, и-у, л-м, д-б, т-п, к-н), пропускает буквы, слоги, добавляет буквы, не согласовывает слова в предложении».
У психологов существуют различные соображения относительно причин возникновения дислексии и дисграфии. Однако практически все сходятся во мнении, что существует наследственная предрасположенность к заболеваниям. Дело в том, что помимо «обыкновенного» зрения существует еще и буквенное. Оно позволяет запоминать и воспроизводить очертания букв, а именно это и дается дислексикам с большим трудом. Занятия со специалистами развивают это зрение. Они представляют собой некий симбиоз речевых игр, письменных работ, диктантов, буквенно-звуковых анализов слов. Ребенок должен научиться подбирать слова по заданным звукам. Часто логопеды используют для этого наглядный материал: сравнение «Ж» с жуком, «С» с полумесяцем и т.д.
Ребенка надо хвалить
Что посоветовать мамам и папам, у которых дети не похожи на остальных первоклассников? Во-первых, не паниковать. Если нарушения обнаружены вовремя, их можно исправить, проконсультировавшись с опытным логопедом или нейропсихологом.
Во-вторых, ни в коем случае не ругать ребенка и не нагружать его дополнительной работой. При дислексии и дисграфии бесполезно заставлять ребенка несколько раз переписывать неправильное. Переписывание приведет к большим трудностям, потому что вместо того, чтобы исправляться, ребенок будет запоминать ошибочный вариант. Из-за элементарного переутомления дети к тому же могут потерять интерес к учебе.
Нужно поощрять любую познавательную деятельность, обращая внимание на «зоны успеха». Трудно дается письмо – зато большие успехи в рисовании. Плохо читает, но хорошо танцует или играет на скрипке. Конечно, родителям хочется, чтобы их ребенок блистал во всем, но важно понимать разные склонности и возможности детей.
Если ребенок занимается со специалистом, не стоит требовать от него немедленного результата. И его, и себя родители должны настроить на сам процесс, который рано или поздно обязательно приведет к успеху. Вместе с тем следует объяснить ребенку, что без его заинтересованности и старания прогресс невозможен. Приободряйте ребенка, хвалите его усердие. Расскажите ему, что он не одинок в своей беде. Многие знаменитые люди страдали дислексией и дисграфией. И если вашего ребенка и не вдохновит пример Ханса Кристиана Андерсена, то, услышав имя Тома Круза или Киану Ривза, он наверняка немало удивитья и, скорее всего, успокоится.
ПЕРВЫЙ КЛАСС – ЭТО СТРЕСС
Елена ВИНОГРАДОВА, психолог, Центр охраны психического здоровья детей и взрослых «Альфа и Омега»:
Очень часто проблемы, возникающие в первом классе, диктуются становлением социального «я» ребенка. Проявления так называемого «кризиса семи лет» могут быть различны. Дети вдруг начинают рассказывать небылицы, а когда чувствуют, что им верят, смеются и выдают себя. Это форма «процессуальной детской лжи». В ней нет ничего страшного. Просто ребенок тем самым проверяет, может ли он заставить взрослых поверить себе.
Иногда мальчики и девочки начинают предъявлять особые требования к одежде и аксессуарам. Родители должны с пониманием относиться к просьбе своего чада: купить ему именно такой ранец и эту форму. Для первоклассника – это не каприз, а желание «принадлежать к клану». Надевая форму, ребенок автоматически начинает чувствовать себя своим в классе, так что не стоит противиться «этой ужасной клетчатой юбке» или «кургузому пиджаку». В конце концов среди разных моделей формы и обилия аксессуаров сегодня можно подобрать что-то удовлетворяющее обе стороны. В то же время чересчур потакать ребенку тоже не стоит. Выполняя его желания, важно вовремя остановиться.
Серьезные проблемы, которые могут возникнуть у учеников младших классов, наша школа, к сожалению, не решает. Поэтому в затруднительных ситуациях надо обращаться в специализированные центры: к психологам, неврологам, логопедам.