Posted 11 августа 2005, 20:00

Published 11 августа 2005, 20:00

Modified 8 марта, 02:34

Updated 8 марта, 02:34

Курортный роман

11 августа 2005, 20:00
Заканчивается сезон летних отпусков. Для многих россиян август – это последний шанс расслабиться перед возвращением на работу. «Новые Известия» составили подборку книжных новинок, которые наверняка помогут читателям «разгрузить мозги» как у теплого моря, так и на загородной даче.

Подобрать расслабляющее чтение для плавного перехода к отпуску – задача не из легких. С одной стороны, книга должна так увлечь, чтобы, как в детстве, не терпелось узнать, «чем все кончится». С другой стороны, из отпуска необходимо вернуться отдохнувшим, а не отупевшим. А для этого надо, чтобы чтение не было по художественному уровню «ниже плинтуса». Как показывает опыт прогоревших издателей, для большинства читателей лучший сезонный жанр – это роман. Обычно он втягивает быстрее и расслабляет лучше, чем рассказы или повести. В соответствии с разными темпераментами читателей и видами отдыха «Новые Известия» подобрали небольшую летнюю библиотечку.



Анна СТАРОБИНЕЦ. «Переходный возраст»

Еще в рукописи «Переходный возраст» номинировался на премию «Национальный бестселлер». По выходе книги из печати оказалось, что дебют молодой писательницы – это несколько фантастических повестей и рассказов.

Вот зачин одной из историй: маленький мальчик Максим складывает под кроватью пачки сахара, зашивает в подушку пирожные, грозится убить одноклассника – и его мать с ужасом понимает, что у ребенка нелады с психикой. Альтернативный взгляд на те же события предлагает дневник мальчика – с орфографическими ошибками, которые были бы милыми и забавными, если бы речь не шла о столь пугающих вещах.

Или другой рассказ: обычный парень по имени Дима, заводчик собак, ехал в поезде из Ростова-на-Дону в Москву, а когда проснулся утром, то случайные попутчики объявили себя его женой и зятем. Самозванцы подтвердили свои слова документами, фотографиями и позвали свидетелей. Даже мама у Димы оказалась совсем не такая, какую он помнил. И вот Диме пришлось осваивать новую профессию, ложиться в постель с новой женой, мириться с новой жизнью.

В других рассказах мир меняется на глазах из-за нарушения правил в детской игре. Жена после всемирной революции воссоздает погибшего мужа в виде робота. А у обычного журналиста перестает биться сердце, когда он превращается в Вечного Жида, блуждающего по всему миру.

Все истории – с неожиданными финалами. Везде появляются страшные нелюди, а общество четко делится на «чужих» и «своих». Жанры фантастики всегда тяготели к философским изыскам. Если не встать на голову и не посмотреть на привычные вещи в новом ракурсе, никогда не заметишь, что они и прежде стояли вверх тормашками.



Тим ЛОТТ. «Любовные секреты Дон Жуана»

Книги Тима Лотта в Британии идут нарасхват. Герой его очередного романа – среднего возраста рекламщик, который находится в процессе развода и мучительно переживает расставание с маленькой дочкой. А тут еще непосильные алименты, проблемы с жилплощадью и все новые претензии, поступающие от юристов жены (уже почти бывшей).

Если довериться теории психоанализа, то самая запутанная любовная трагедия обретет строго рациональное логическое объяснение. Нужно только правильно составить и решить уравнение между желаемым и действительным. А что, если в жизни героя было примерно 15 женщин и ни с одной не сложились нормальные отношения? Тогда в силу вступает высшая математика. Чтобы не наступать по многу раз на одни те же грабли, ему придется построить целую таблицу проблем и решений, вытекающих одно из другого.

Для профессионального рекламщика провести подобный самоанализ – все равно, что написать пиар-концепцию очередного товара. Но что-то в его выкладках не сходится. Рекламируемый товар залежался на складе, женщины не клюют на старого холостяка. Он последовательно вспоминает свои самые значимые романы, разбирает причины краха каждого из них. Но на каждом новом свидании открываются новые повороты в психологии женщин.

Роман не только объясняет общие принципы психоанализа, но и помогает разобрать часто встречающиеся проблемы. Как выясняется, с научной точки зрения жена главного героя не редкостная стерва, а самая обыкновенная женщина. Слабому полу свойственно накапливать злобу, чтобы потом в одночасье взорваться и отобрать у бывшего супруга дом, машину, доходы и любимое дитя...



Анри ЛЁВЕНБРЮК. «Завещание веков»

Серию качественных зарубежных детективов «Лекарство от скуки» составляет для российского читателя Борис Акунин. Очередное «лекарство» – французский бестселлер: смесь любовного романа, детектива, журналистского расследования и искусствоведческой фантастики.

Сам Лёвенбрюк объясняет успех своей книги ее родством со скандальным «Кодом да Винчи». Как и для Дэна Брауна, главным «ньюсмейкером» для него стал исторический персонаж, который известен даже самому необразованному читателю в любом конце света. Это Иисус Христос. Он якобы оставил человечеству послание, которое посчитал преждевременным для своих жестоких современников. За прошедшие две тысячи лет это изречение, запечатленное на Йорденском камне, попадало в руки многих правителей, но редкие умы могли понять его. Среди них – Леонардо да Винчи, который зашифровал послание в «Джоконде».

Секрет Христа стремится открыть француз Дамьен Лувель, приехавший из Америки на похороны своего отца. Недавно он запустил самое откровенное и циничное эротическое телешоу Нью-Йорка и заработал на этом бешеные деньги. Но что-то надломилось в предпринимателе, когда он вернулся на родину и встретил красавицу журналистку, ведущую собственное расследование религиозной тайны. Одновременно с искусствоведческой загадкой он исследует эту женщину и оказывается робко, беспомощно влюбленным. Как бы посмеялись над ним зрители его эротического сериала! Однако у французов, оказывается, есть народная мудрость: кто много говорит, тот мало делает.

Несколько интриг постоянно держат читателя в напряжении. Помимо явного вымысла, много здесь и невыдуманных историй о многовековых превратностях христианства.



Алексей СЛАПОВСКИЙ. «Мы»

Автор – многократный финалист всех возможных премий, задуманных критиками. Он же пишет сценарии для популярных телесериалов. Принцип многосерийности отныне перенесен и в книжное дело. Жизнеутверждающий сборник «Мы» одновременно должен противостоять антиутопии Замятина с тем же названием и недавнему роману самого Слаповского «Они».

Существуют два типа читателей: те, кто решительно примет, и те, кто так же яростно отринет эти байки об особенностях национального характера.

Загадочная душа подталкивает русского человека к милым и идиотским поступкам. К примеру, как наши люди носят ключи от квартиры? Они не боятся воров и мошенников. Но они рассеянны и часто теряют ключи, поэтому к брелку привязывают табличку с точным адресом. А чтобы нашедший не ходил с ключами попусту и застал дома растяпу, на табличке надо выгравировать, в котором часу хозяин приходит с работы.

Русский человек обожает искать смысл жизни. Сядет с перепою перед телефоном – и начинает в два часа ночи звонить по случайным номерам, чтобы прояснить главный вопрос бытия. Он наткнется на строгого милиционера, и тот приедет разобраться с нарушителем спокойствия, но, увидев бутылку, сядет рядышком с правдоискателем и тоже станет набирать случайные номера телефонов.

Даже «Эротический рассказ» у Слаповского получился нетипичным. Только герои прижмутся друг к дружке, как понимают, что на большее смелости у них не хватит.

Для своих анекдотов о русских людях Алексей Слаповский придумал термин «антиабсурд». То есть кажется, все мы делаем правильно – а получается не как у людей.

Подпишитесь