Прошло совсем немного времени с момента окончания фестиваля «Крылья». К счастью, на Тушинском аэродроме в этом году все прошло по плану. Бесконечный трафик артистов, изнывающие на солнце, но не унывающие толпы народа, бездонные реки пива, получасовые очереди у голубых кабинок, вопли до хрипоты в поддержку кумиров, короткий и глубокий сон, а на следующий день все повторялось сначала. Уже накануне «Крыльев» было очевидно, что «Нашествие» станет его повторением, только в расширенном составе.
На три дня берег Волги оккупируют тысячи любителей отечественной музыки из разных городов России и стран-соседей. На четырех сценах выступят все более или менее значительные рокеры страны от «Арии» до Земфиры. Их разбавят вполне коммерческие проекты – лидеры недавно прошедшего фестиваля «Этна», концептуальные проекты одного из московских клубов, а также новые артисты, раскручиваемые небольшими отечественными звукозаписывающими лейблами. В том, что должное количество публики соберется под Тверью, организаторы не сомневаются – в последние годы повелось, что «Крылья» – развлечение для жителей Москвы и ее окрестностей, «Нашествие» же – аттракцион для всей остальной европейской части России, склонной к музыке и авантюрам странствий. Наградой за отвагу путешественникам обычно становятся впечатления, полученные по дороге и на самом празднике пива, музыки и разгильдяйства. Что касается музыки, то на манеже все те же: «Алиса», Земфира, «Агата Кристи», « Би-2», «Сплин», «Король и шут», а также их вариации. Плюс социально озабоченные «ДДТ», любимая в тюремных застенках Мара и некоторые другие. Кстати, организаторы заявили «Новым Известиям», что вопреки всем анонсам и слухам скандальная «Гражданская оборона» на «Нашествии» не появится. Попробовать нивелировать эффект «дня сурка» рискнут артисты специальных программ – «Дикая музыка» и «Легкие» Олега Нестерова, Avant Максима Сильва-Веги. Но почему-то трудно представить толпу, с замиранием сердца слушающую «дикую музыку» «альтернативного шансонье» Алеши Пальцева – подопечного Нестерова, равно как человека, который вообще сможет его слушать. Также представляется приятным уснуть под немодную в последние сезоны, но ни к чему не обязывающую музыку для сонных лужаек, исполняемую артистами лейбла «Легкие». Те, кто не смог в этом году добраться до сорочанского феста «Этнолайф», может быть, отчасти компенсируют потерю аналогичным предприятием «Этна».
Впрочем, даже несмотря на эти маленькие радости, не у всех меломанов появится большое желание решиться на затратную физически и материально кампанию под названием «Нашествие». Ведь подобный трехдневный вояж для иногородних может обойтись в 200–300 долларов. Но и это не главная причина, из-за которой многие прежние любители фестивалей останутся дома.
Главное – построение фестиваля по некой определенной заранее формуле, когда не приходиться ожидать ничего нового, а вскоре становится и вовсе скучно. Вроде того, когда заранее знаешь, что при исполнении финального хита уважаемый музыкант разнесет гитару о сцену. Но на то Питер Таунсен из легендарных The Who и великий артист, что иногда сдерживался и не делал того, что от него привыкли ждать.
Конечно, непросто забыть об успешном опыте многих зарубежных фестивалей, особенно когда история запечатлела только самые крупные черты, такие, как статусные участники, организованный сервис, слаженная рекламная кампания и как следствие – сумасшедший успех. Только почему-то забыто главное, что все общественные процессы и культурные явления в случае полного упорядочения становятся не явлением, а частью выверенного бизнес-плана. И в результате медленно и верно «Нашествие» становится из музыкального события светской тусовкой или, как его еще называют – «большим сходняком».