Сто семьдесят пять тонн конструкций были отлиты на петербургском заводе «Монументскульптура». Увенчанный гигантской хрустальной слезой бронзовый куб высотой с 10-этажный дом символизирует одну из расколотых башен Всемирного торгового центра, подвергшегося атаке арабских террористов. Монумент планируется установить на берегу Гудзона – напротив того самого места, где ранее возвышались башни-близнецы.
Зураб Церетели первым среди художников откликнулся на трагедию 11 сентября в Нью-Йорке. Он описывал свою идею как живой отклик на телевизионные кадры, увиденные им после страшных разрушений небоскребов: тогда на экранах тысячи людей оплакивали погибших. Поскольку в Манхэттен монумент не вписался, Церетели предложил мэру города Джерси установить «Слезу» на другой стороне Гудзона. Еще в прошлом году композиция была уже почти закончена и готова к отправке в Америку. Но неожиданно проект оказался на грани срыва: в американской прессе разгорелся жаркий спор, нужно ли принимать подарок Церетели.
Мэр Джерси Глен Каннингем поддержал чистосердечный дар России, сравнив подарок с возведением статуи Свободы. Однако сразу после обнародования проекта в Джерси и Нью-Йорке стали возникать акции протеста. У стен мэрии Джерси проходили митинги с требованием пересмотра всей затеи. У критиков идеи было два главных аргумента. Во-первых, подарок оказался не таким уж безвозмездным: на его установку требовалось 3 млн. долл. (Церетели готов был тогда оплатить только литье и перевозку.) Во-вторых, место на берегу Гудзона «слишком видное, и, чтобы установить там какой-то памятник, стоило бы провести международный конкурс». Мэр Каннингем оставался непреклонен и считал страсти не более чем интригой консерваторов, не способных оценить произведение будущего. Вторая волна критики «Слезы скорби» началась после смерти Глена Каннингема 25 мая прошлого года. Тогда оппозиционеры почувствовали, что могут взять реванш, и почти во всех центральных американских газетах появились статьи, обсуждающие монумент. Противники проекта – американские журналисты – начали наперебой обсуждать качество и уровень работ российского скульптора. Самая жесткая статья появилась в «Вашингтон пост» и описывала «художника, разъезжающего на «роллс-ройсе», чье произведение станет апофеозом «ужасных скульптур и статуй в Джерси». Самого Церетели эти нападки не смутили, и он заявил, что сможет защитить свою честь и достоинство от журналистов в суде. Теперь, судя по всему, все интриги и дрязги позади. Корабль со «Слезой» в эти минуты плывет в Америку.
В Америке разразился скандал вокруг нового подарка Зураба Церетели