Posted 2 августа 2005, 20:00
Published 2 августа 2005, 20:00
Modified 8 марта 2024, 09:23
Updated 8 марта 2024, 09:23
Председатель комитета по государственной политике, законности, правопорядку и безопасности астраханской Думы Александр Башкин считает, что лекарства пациенту должен выписывать врач, а не телевизор. «Сейчас же зачастую, находясь под впечатлением красочной рекламы, больной сам ставит себе диагноз, а затем начинает заниматься самолечением, в результате заболевание прогрессирует, а выздоровление требует большего времени и финансовых затрат», – убежден волжский народный избранник. Вместе с коллегами он намерен обратиться в Госдуму с инициативой запретить рекламу лекарств.
В своих оценках астраханские депутаты, надо сказать, не одиноки. Два года назад за полный запрет рекламы лекарств на радио и телевидении выступил Минздрав России. Чиновники объясняли, что она привела к неоправданно высокому потреблению препаратов: без совета врача приобретаются недешевые и не всегда эффективные медикаменты, которые вредят здоровью россиян. «В рекламе лекарств нуждаются медицинские работники, а не простые потребители», – заявил «Новым Известиям» директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль. По мнению известного детского врача, стимулом для приема медикаментов должна быть «не реклама в телевизоре, а рекомендация врача, который имеет всю объективную информацию по каждому лекарству. Г-н Рошаль убежден, что лекарства должны рекламироваться только в специализированных изданиях, и обязательно с аннотацией.
«Лекарства рекламируются во всем мире, и нигде это не считают угрозой национальной безопасности, – напомнила «НИ» Виктория Соколова, специалист компании RMBC, занимающейся исследованиями фармрынка. – Другое дело, что цивилизованные страны жестко регламентируют и контролируют рекламу в этом сегменте рынка. Российская же реклама часто несет в себе ложную информацию. Особенно это касается пищевых добавок, когда о побочных действиях препарата не сообщается. Также часто можно увидеть завуалированную рекламу препаратов, отпускающихся по рецепту, – их действительно можно рекламировать только в специализированных СМИ. У нас не работают защитные механизмы против недобросовестной рекламы».
Вместе с тем, убеждена г-жа Соколова, проблему самолечения запрет не решит. Вряд ли, лишившись телероликов, россияне станут чаще обращаться к врачам. «Не получая информации из рекламы, потребители станут обращаться за советом в аптеки, – полагает специалист. – В этом случае фармкомпании будут рассматривать аптеки как мощный инструмент для продвижения товара, станут заключать соответствующие соглашения с сетями. И в этом случае больному, не обратившемуся к врачу, будут предлагать не то лекарство, какое ему на самом деле подходит, а то, о котором производитель договорился с аптечной сетью».
Впрочем, инициативу астраханских депутатов их федеральные коллеги встретили без восторга. «Невозможно запретить рекламу легального товара, – заявил «НИ» зампред комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Владимир Мединский. – Поэтому об этом даже говорить нечего. А что касается жесткого контроля этой самой рекламы, то сейчас у нас совместно в Конфедерацией обществ потребителей (КонфОП) идет работа над новой редакцией закона «О рекламе».
Депутат также рассказал «НИ», что документ запретит использование в рекламе образа врача, который априори вызывает доверие у потребителя. Кроме того, будет жестко разделена реклама лекарств, пищевых добавок и косметических средств, нельзя будет обещать полное выздоровление от какого-либо препарата, а также говорить о процентном уровне выздоровления. И, конечно, будет запрещено пугать потребителя ужасающими последствиями, которые его ждут, если он не будет принимать рекламируемый препарат. «В наших рекламах сейчас очень любят напугать мужчин простатой и импотенцией, а потом торжественно произнести: «Но у вас есть шанс спастись!», – рассказывает г-н Мединский. – С этим мы, разумеется, будем бороться, чтобы потребитель был защищен».