Борьба с пением под фонограмму – для китайской музыкальной среды тема не новая. Год назад несколько известных китайских рок-групп хотели даже бойкотировать музыкантов, поющих «под фанеру», однако тогда эта благородная задумка осталась без должного внимания со стороны прессы и высоких правительственных кругов. Теперь же, судя по всему, общество Поднебесной созрело для принятия «антифонограммных» решений. И китайцы сразу «рубанули сплеча». По новым суровым правилам, артиста могут лишить права выступать на сцене, если он будет пойман за пением «под фанеру» больше одного раза в течение двух лет. Организаторов подобных концертов при первом нарушении ожидает штраф, при повторных нарушениях у них отбираются лицензии на концертную деятельность. Согласно новоиспеченному закону, зрители также вправе требовать возвращения стоимости билета в том случае, если будет доказано, что во время концерта артист пел «не вживую».
Сами музыканты Поднебесной отнеслись к принятию нового закона более чем спокойно и призвали не драматизировать ситуацию. «Иногда певцы выступают не «живьем», потому что чувствуют себя не очень хорошо, но не хотят отменять концерт, иногда дело в плохой акустике зала, и фонограмма просто звучит лучше, чем живое выступление», – говорит генеральный директор концертного департамента гонконгского холдинга Emperor Entertainment Group. Правда, этот аргумент вряд ли защитит китайских исполнителей от кары нового закона. Тем временем в нашей стране «фанерный» вопрос до сих пор открыт. Не далее как в мае этого года ввести ответственность за выступления исполнителей на концертах под фонограмму предложила вице-спикер Госдумы Любовь Слиска. Ее поддержали коллеги по парламенту Иосиф Кобзон и Александр Розенбаум. Слушания по законопроекту назначены на нынешнюю осень. Впрочем, китайского варианта у нас не будет. Наши депутаты пока требуют прежде всего официального предупреждения о фонограммах на афишах. Это ударит по кошелькам фонограммщиков. Достаточно вспомнить, как в начале 90-х в Москве была освистана Латойя Джексон, когда в зале узнали о ее «неживом» пении. Что касается российских звезд, то под «фанеру» поют практически все. По китайским меркам, у нас пришлось бы дисквалифицировать порядка 80% концертирующих артистов. К тому же ни для кого не секрет, что «за» фонограммы выступают и национальные телеканалы (почти все транслируемые концерты поп-музыки в России «фанерные»).
КОММЕНТАРИИ Депутат Госдумы Елена ДРАПЕКО: – Драконовские меры по отношению к фонограммам нам не нужны. Надо оставить артистам шанс выступать и не «вживую». Сегодня практически невозможно петь без фонограммы, особенно в крупных залах, где зачастую просто подводит акустика. Кроме того, многим зрителям очень важно именно увидеть артиста живьем, а как он будет петь – для них дело второстепенное. Китайский законопроект, конечно, неплох, но нам необходим более «мягкий» вариант, согласно которому, например, писали бы на афишах, будет ли использована в выступлении того или иного артиста фонограмма или нет. И уже в зависимости от этого нужно регулировать цены на билеты. |