Водка, сало и кинжал

26 июля 2005, 00:00
Центр межэтнического взаимодействия «Диалог» обнародовал результаты опроса о стереотипах, связанных с представителями 10 народов. Какие-то оказались вполне предсказуемыми, но были и достаточно неожиданные. По мнению участников социологического исследования, русские – это алкоголики, украинцы – любители сала, евреи – хи

Опрос проводился в начале лета среди студентов нижегородских вузов. Всего были опрошены 505 человек, которым предлагалось назвать первую пришедшую в голову ассоциацию, возникающую при упоминании каждой из 10 национальностей. Слово «русские» чаще всего (в 15% случаев) ассоциировалось с водкой и алкоголизмом. Следом идут «я/мы» (8%) и Россия (6%). Лень в качестве первой пришедшей в голову ассоциации назвали 3% опрошенных, силу и гостеприимство – по 2%. Таким образом, самым распространенным стереотипом, связанным с понятием «русские», оказалась склонность к алкоголизму.

Украинцев участники опроса связывают в первую очередь с салом (24%). Затем вспоминаются такие слова, как «хохол» (20%), «горилка» и «оранжевая революция» (по 6%). Борщ вспомнили только 3%. Социологи делают вывод, что образ украинца у студентов связан прежде всего с национальной кухней и несет в целом отрицательный заряд.

При слове «евреи» чаще всего упоминались иудаизм (14%), хитрость (13%) и жадность (11%). Умными представляют евреев 6% опрошенных, слова «деньги» и «Холокост» всплыли в сознании 3% опрошенных. Еще в 4% случаев первой ассоциацией было одно из уничижительных прозвищ.

По отношению к азербайджанцам уничижительные прозвища звучали в 5% ответов. А лидирует представление об азербайджанцах как о торговцах на рынке (22%) и продавцах фруктов (19%), прежде всего арбузов. У 10% опрошенных при слове «азербайджанец» возникает ассоциация «человек с Кавказа», у 4% – «черный», у 2% – «шашлык».

А вот при слове «чеченцы» у 30% опрошенных первая ассоциация – это война. На втором месте (15%) – участники чеченского конфликта – боевики, шахиды, сепаратисты. В представлении 10% опрошенных чеченцы – это, прежде всего, террористы. По 3% назвали такие ассоциации, как зло и кинжал.

Цыгане в представлении 16% респондентов – это кочевники, живущие в таборе. У 12% представители этой национальности ассоциируются с песнями и танцами, у 10% – с воровством, у 6% – с гаданием и попрошайничеством. По мнению 4% опрошенных, цыгане – это прежде всего торговцы наркотиками.

При слове «татары» чаще всего упоминались ислам (17%), Казань (13%) и монголо-татарское иго (10%). В представлении 4% опрошенных татарин – это хитрый человек, в представлении 2% – злой.

Чуваши почему-то заслужили ассоциации «бестолковый» (4%), пиво (3%) и грязный (2%). Удмурты для 20% опрошенных – это оленеводы, живущие в чуме на Севере. Еще упоминались такие слова, как «Ижевск» (7%), «раскосый» (4%) и «Сибирь» (2%). А вот курды-езиды у двух третей опрошенных никаких ассоциаций не вызывают. Лишь 5% сказали, что это «связано с Кавказом», 3% – с Курдистаном, а для 2% представители этой национальности – беженцы либо борцы за свободу.

Получается, что участники опроса – а это российское общество в миниатюре – никаких лестных характеристик ни соседям, ни себе самим дать не могут. Практически все ассоциации либо крайне негативные, либо уничижительные. Получается, что нам безразлично, о ком идет речь – об удмурте, еврее или азербайджанце. Все они, включая русских, кстати, получились на одно лицо – злые, жадные и глупые.



Почему мы никого не любим?

Яна ДУБЕЙКОВСКАЯ, директор Центра прикладного психоанализа:

– Нелюбовь к чужим закладывается в раннем детстве, когда для ребенка весь мир делится на свой и чужой. Чужой значит плохой, тот, кто внушает страх, кому приписывается агрессия. На этом построены ужастики с инопланетянами, пауками. Все это образы чужих. И апелляция к национальному мотиву всегда будит в человеке это качество – боязнь и нелюбовь к чужому. Бытовая ксенофобия – одна из глубинных доминант человеческой психики. Ее можно перекрыть высокими мотивами, соответствующей системой воспитания, культурной средой, идеологическими рамками. Но базовое состояние – это отвержение чужих, и национальная проблематика всегда ложится на это чувство.

Александр ТАРАСОВ, содиректор Центра новой социологии «Феникс»:

– Особенность национального, конфессионального и расового сознания заключается в том, что в первую очередь люди думают о различиях, а не об общем. И только во вторую очередь могут назвать какие-то хорошие качества. Что евреи – умные, русские – добродушные, кавказцы – гостеприимные. Но чтобы понимать, что ты находишься в оппозиции к другим народам, расам, религиям, ты должен помнить, почему они другие. А другие – это не такие, как ты, это что-то нехорошее по определению. И эта особенность сводит на нет все наивные рассуждения о хорошем национализме. Впрочем, от того, что введено никому не понятное слово «россиянин», легче тоже не стало.

Записал Александр КОЛЕСНИЧЕНКО

#Новости #Политика #Мигранты
Подпишитесь