Posted 24 июля 2005, 20:00
Published 24 июля 2005, 20:00
Modified 8 марта, 09:25
Updated 8 марта, 09:25
Три года назад г-н Гринберг на страницах местной газеты «Губерния» обвинил тогдашнего губернатора Владимира Шаманова в преследовании независимой прессы. Пришедший к власти в области боевой генерал пытался провести масштабную зачистку «неправильных» СМИ. Первой его жертвой стала Юлия Шеламыдова, 22-летний редактор ульяновского еженедельника. Газета опубликовала статью о том, как губернаторские заместители, находясь якобы навеселе, спалили Шаманову баню. Суд обвинил журналистку в клевете и едва не отправил на лесоповал. Именно тогда Исаак Гринберг выступил с обращением в поддержку прессы. «Как могут три здоровых мужика (имеются в виду заместители Шаманова. – «НИ»), из которых два генерала, в том числе один – даже Герой России, «воевать» с женщиной! Более того, с молоденькой девчонкой! Почему-то вспоминается поддержка Шамановым полковника Буданова, убившего 18-летнюю девушку. Ни стыда, ни совести!» – написал г-н Гринберг.
Последняя фраза особенно возмутила Владимира Шаманова. Он заявил, что данное высказывание не только не соответствует действительности, но и ущемляет его честь, достоинство и деловую репутацию. Губернатор потребовал взыскать с ответчика 500 тысяч рублей. В окружном суде Ленинского района Ульяновска г-н Гринберг тщетно пытался доказать, что он лишь высказал свое мнение, на что имеет полное право по статье 29 Конституции РФ, а сама фраза «ни стыда, ни совести» – просто идиома. Тем не менее Гринберга признали виновным в публикации недостоверной информации и обязали выплатить 2500 рублей за моральный ущерб.
Кассационная жалоба в Ульяновский областной суд была оставлена без удовлетворения. Все остальные российские судебные инстанции, включая Верховный суд РФ, также сочли наказание вполне оправданным. Мнение Гринберга разделил только суд в Страсбурге, куда, исчерпав все национальные средства правовой защиты, тот был вынужден обратиться. «Не было никакой социальной необходимости ставить репутацию политического деятеля выше права истца на свободу выражения своих мыслей, которые затрагивали общественный интерес, – говорится в постановлении Европейского суда. – Из заключений судов не следует, что это утверждение затрагивало политическую или профессиональную деятельность господина Шаманова». Российская Фемида встала на сторону Шаманова потому, что тот являлся губернатором, говорится в заключении Страсбургского суда.
По решению Страсбурга Россия должна будет выплатить г-ну Гринбергу 120 евро в качестве материального ущерба и тысячу евро – в качестве компенсации судебных расходов.
О своей победе в Страсбурге Исаак Гринберг узнал от корреспондента «Новых Известий». «Признаться, я не рад выигранному суду. Вы же понимаете, что я судился не из-за тысячи евро. Выступая в Ленинском райсуде, я предупреждал, что наша страна неминуемо будет выставлена на позор и посмешище, – заявил г-н Гринберг. – Вот и смотрите, у кого нет ни стыда, ни совести!»