Posted 24 июля 2005, 20:00

Published 24 июля 2005, 20:00

Modified 8 марта, 02:34

Updated 8 марта, 02:34

Альмира Кожахметова

24 июля 2005, 20:00
Разбить кубышку

Население с удовольствием учит незнакомые термины. Когда несколько лет назад падали цены на нефть, все охотно произносили заграничное слово «баррель». Двойное «р» выговаривалось с особым удовольствием. Теперь хит дня – словосочетание «стабилизационный фонд». Но произносят его с каким-то раздражением. Что понятно: народ всегда находится в состоянии безденежья и, как следствие, безнадеги. Цены в магазинах растут, запросы домочадцев тоже. Что делает в похожей ситуации какой-нибудь американец? Он суетится, ищет, где бы подработать. Что делают наши сограждане? Они озираются с мыслью, у кого бы что отнять и поделить. Да вот же оно – телевизор и газеты с утра до вечера рассказывают про некую кубышку, в которой к концу года, как с ужасом констатировал недавно Алексей Кудрин, будет 1 триллион рублей – почти 30 миллиардов долларов. Если разделить эти деньги на население России, включая грудных младенцев и стариков, каждому достанется по 200 долларов, на которые вполне реально купить цветной телевизор или, к примеру, целого поросенка. Ну как такая мысль может не увлечь, не растревожить?

Что интересно, правители наши сами чуть ли не ежедневно сыплют соль на народные раны. Они вот уже много месяцев подряд ведут позорную и беспомощную дискуссию на тему: куда направить эту безумную лавину нефтяных денег. «Дайте нам!» – требуют генералы из Минобороны. «Нам!» – умоляют ученые из Академии наук. «Мы знаем поле, в которое их можно зары… то есть инвестировать», – ласково улыбается Герман Греф.

Глядя на этот спектакль, люди начинают болеть за государственную кубышку, как за собственный кошелек. Знакомый сантехник, починив недавно у меня в квартире текущий кран, решил поговорить о текущей политической ситуации. «Уводят, уводят наш (НАШ!) стабфонд в Америку», – вскричал он, стукнув кулаком по столу. Так люди восприняли тот факт, что Минфин взял в стабфонде деньги на расплату с внешними кредиторами. А уж какую бурю всенародного негодования вызовут планы правительства вложить заветные доллары в акции мировых компаний, можно легко догадаться.

Ощущение такое, что если споры о судьбе этого проклятого триллиона продлятся еще какое-то время, в стране назреет самая настоящая революционная ситуация, когда верхи не знают, куда потратить деньги, а низы знают, но тратить нечего.

Не так давно эксперты Европейского банка реконструкции и развития (а международные финансисты тоже ведут бурные дискуссии о нашей кубышке) заявили о том, что стабфонд ни в коем случае нельзя трогать. Его содержимое надо довести до 100 млрд. долл. и оставить «как символ душевного спокойствия россиян». Довели пока до гораздо меньших значений, но страна уже на пороге волнений. И это наше фирменное российское состояние – деньги есть, а счастьем и не пахнет.

Подпишитесь