Posted 21 июля 2005, 20:00
Published 21 июля 2005, 20:00
Modified 8 марта, 09:26
Updated 8 марта, 09:26
По всем прогнозам нефть в мире кончится через несколько десятков лет, природного газа хватит на пару столетий, атомные станции внушают человечеству со времен Чернобыля такой ужас, что ученые предлагают перевести АЭС на Луну, переправляя полученную там электроэнергию на Землю с помощью лазеров. Ясно, что на пути подобного теоретически возможного сценария существует масса препятствий технического характера. Что же делать? Сокращать потребление энергии и возвращаться в каменный век? Ждать открытия новых энергоисточников? Переселяться на другие планеты? Шведы предлагают свой путь решения проблемы: «Надо больше сеять, и цивилизация будет спасена от энергетического голода».
Овес для автобусов уже не дорог
«Если перевести все электро- и дизельные поезда на биогаз, могут возникнуть проблемы с посевными площадями, – делится своим видением ближайшего будущего технический руководитель проекта Бертиль Карлссон. – Однако сама природа предлагает нам простой выход. Огромное поле превосходной биомассы – Балтика, покрывающаяся летом водорослями, вредными для морской экосистемы. Это миллионы тонн, которые можно пустить в переработку на газ. В Финляндии уже прошли успешные эксперименты со сбором этого морского урожая с помощью специальной техники».
Однако, пока балтийское «поле» не возделано, энтузиастам «зеленой энергии» из Линчепинга приходится засевать окрестные просторы растениями для переработки их в биогаз. Сегодня этот город установил уже два мировых рекорда: кроме уникального поезда, Линчепинг оказался впереди планеты всей по переводу городского транспорта на биогаз, вырабатываемый из растений. «Все 60 городских автобусов, не считая малый транспорт, ездят на альтернативном топливе. Они у нас как лошади, в основном на овсе двигаются», – сообщил президент компании «Текниска веркен», производящей биогаз, Стиг Хольм. По его словам, кубический метр метанола, вырабатываемого из секретной смеси овса, пшеницы, проса и сахарной свеклы, стоит не дороже литра бензина, а экологических преимуществ куда больше. «Овсяные» автобусы выбрасывают в атмосферу главным образом воду. При аварии возгорания в отличие от бензиновых транспортных средств не возникает. Легкий газ попросту улетучивается из разбитого бака. «Лет через 20–30 мир подойдет к нефтяному кризису, и тогда производимое нами топливо завоюет всю планету, – уверяет президент «Текниска веркен». – Это могло бы произойти уже сегодня, но бензиновая мафия ставит палки в колеса».
Патриотический долг шведских едоков
Почему прорыв произошел в Линчепинге? Потому что губерния Остерготланд, где находится этот город, считается житницей Швеции. На окрестных полях колосятся растения, превращаемые в огромных емкостях с помощью бактерий в метановое топливо. Фабрика работает по принципу гигантского желудка, только процесс переваривания «пищи» замедлен. При температуре 38 градусов в течение 30 суток забрасываемая в емкости зелень перерабатывается, и на выходе получается то же самое, что происходит с едой у массы живых существ на заключительном этапе пищеварения: удобрения и газ. Удобрения идут на поля, питают зерновые культуры, а те дают топливо, оставляющее после себя только воду. Лучшего кругооборота нельзя и придумать.
Нигде в Швеции в кафе и прочих забегаловках я не видел такого количества жующих людей, как в Линчепинге. Злые языки утверждают, что здешние потомки крестьян просто всегда любили поесть, однако на «Текниска веркен» уверены, что земляки выполняют свой патриотический долг. Каждый лишний килограмм съеденной линчепингцем пищи попадает в переработанном виде на поля, а затем – в бак его автомобиля, снабженного изображением стилизованных зеленых листьев.
Европу ждет зеленая революция
Линчепингская топливная модель, как здесь убеждены, поможет разрешить главную проблему Евросоюза, которая обострилась после вступления в ЕС сельскохозяйственных восточноевропейских стран. Бюджет Объединенной Европы уже сегодня трещит от многомиллиардных дотаций на сельское хозяйство, съедающих 40% всех финансов ЕС. А что будет, если 20 млн. польских фермеров добьются равных субсидий с французскими коллегами? ЕС попросту расколется по уже существующей сельскохозяйственной трещине. «Биогаз спасет фермеров, которые смогут выжить без дотаций, – уверяет Стиг Хольм. – Мы готовы скупать по рыночным ценам всю выращиваемую на полях зелень. Правда, структуру европейского сельского хозяйства придется изменить, так же как и сорта зерновых. Агрономы выводят богатые протеином зерновые, предназначенные в пищу человеку. А нам нужны овес и пшеница с большим содержанием крахмала, пригодные для «желудка» автомобиля. Мы уже начали работу над такими растениями».
Евросоюз, готовясь к грядущему нефтяному и газовому кризису, разработал программу постепенного перехода на альтернативные виды топлива. К концу этого года 2% европейского автопарка должно перейти на биогаз. В Швеции эта цель уже достигнута, а Линчепинг давно перевыполнил все европейские и мировые нормы. 5% городских машин движутся на «лошадином горючем».
Пока главная проблема, тормозящая переход Европы на биогаз, – это уже существующая сеть бензоколонок. Биогаз потребует прокладки новых «кровеносных артерий» – труб для его перекачки от перерабатывающих фабрик до «энергетических ячеек», как будут называться в скором будущем сегодняшние бензоколонки. На первом этапе там можно будет на выбор заправляться бензином и газом или заряжать аккумуляторы электромобилей. А затем, как убеждены в Линчепинге, победу одержат зерновые. Бензиновый период длится в истории цивилизации чуть больше 100 лет, в то время как накормленная овсом лошадь двигала человечество к новым свершениям на протяжении тысячелетий. Все просто вернется на круги своя, правда, на новом технологическом витке.