Posted 17 июля 2005, 20:00

Published 17 июля 2005, 20:00

Modified 8 марта, 09:27

Updated 8 марта, 09:27

Министр юстиции Украины Роман Зварыч

17 июля 2005, 20:00
Украина, назвавшая своей главной задачей интеграцию в Евросоюз, движется в этом направлении не так быстро, как хотела бы. Она продолжает «зависать» между Европой и Россией. О том, какими могут быть отношения Киева и Москвы в будущем, о судьбе российского бизнеса на Украине «Новым Известиям» рассказал министр юстиции ст

– Россия и Украина имеют солидную договорно-правовую базу, которая, судя по заявлениям украинского президента, может подвергнуться ревизии. Что будет пересмотрено?

– Думаю, есть повод говорить не столько о ревизии старых договоров, сколько о заключении новых – на основании существующей базы. В частности, я имею в виду создание зоны свободной торговли, которая четко вырисовывается как первый этап интеграции в рамках ЕЭП. Учитывая мнение президента, наш процесс интеграции на этом и завершится. Я не вижу никаких правовых и экономических оснований выходить на следующий. Но, судя по всему, наши партнеры по ЕЭП преследуют другие цели. Они спешат поставить телегу перед лошадью: хотят, чтобы мы уже сейчас согласились формировать не зону свободной торговли, а единый таможенный союз. На это мы, конечно, не пойдем.

– Что вы можете сказать о судьбе тех объектов, собственниками которых стали россияне?

– Отдельного списка предприятий, законность приватизации которых проверяется только потому, что они принадлежат российскому капиталу, у нас нет. Однако министерство юстиции определяет механизм проверки законности приватизации. Мы разработали правовую стратегию, по которой в государственную собственность была возвращена «Криворожсталь». Заметьте, я не говорю о реприватизации. Реприватизировать можно лишь те объекты, которые были справедливо приватизированы. А сегодня речь идет о тех, которые были проданы незаконно. Законом предусмотрено, что стратегически важные объекты могут быть выставлены на продажу только через 75 дней после обнародования информации о торгах. «Криворожсталь» была продана через 30 дней. Это нарушение принципа конкуренции. Схема, которую мы применили к «Криворожстали», может быть применена к другим объектам, вне зависимости от того, каково происхождение вложенного в него инвестиционного капитала. Об этом много говорили и писали. Но отчего-то поднялась шумиха вокруг того, сколько же всего объектов – 30 или 3 тысячи.

– Вы видели этот пресловутый список?

– Его нет! Согласно нашему анализу и с учетом тех процедур, которые были применены к «Криворожстали», можно говорить о 6–8 таких объектах. Все.

– А что это за закон о дооценке предприятий?

– Он еще не утвержден кабинетом министров. Закон инициировало министерство экономики. Позиция минюста состоит в том, что этот закон не отвечает ни конституции, ни гражданскому кодексу.

– В холле вашего министерства у подножия богини правосудия рядом с флагом Украины установлен флаг Европейского союза. Это вы его водрузили?

– Это было еще до меня. Что касается новой команды, то мы определили пять основных векторов деятельности министерства. Один из них – обеспечение адаптации украинского законодательства к европейским правовым нормам. Эта деятельность ведется каждым департаментом в Минюсте. Но есть и отдельный департамент, который координирует работу всех министерств.

– Неделю назад в Верховной раде на кулаках выясняли отношения сторонники и противники вступления Украины в ВТО. Первых поддержала премьер-министр Тимошенко. На чьей стороне вы?

– Министр юстиции может быть только на стороне правительства. К тому же заявление, озвученное Тимошенко, – результат коллективной работы. В том числе оно отражает некоторые конкретные предложения, которые сделал я. Только не посвященный в политическую кухню может считать, что при принятии законов по ВТО не было никаких вмешательств, махинаций, провокаций, в частности со стороны руководства Верховной рады. Считать, что депутаты сами устроили трехдневный дебош в сессионном зале, а руководство тут ни при чем, по крайней мере наивно. Что касается правительства, то мы лоббировали законы, которые обеспечивают вступление Украины в ВТО, а это ключевая позиция правительства.

– Вы родились и выросли в США, подходит ли американская модель правового государства Украине, и как вы относитесь к тому, что ваше ведомство в шутку называют «министерством U.S.тиции»?

– Даже так? Впервые слышу, если честно. Я принимаю это как комплимент.

Безусловно, не все из американских традиций мы можем перенять. Но, например, за океаном судья имеет возможность выносить решение, которое практически имеет законодательный характер, заполняет пробелы в существующем законодательстве. Мне кажется, что какая-то часть такого концептуального подхода могла бы быть инкорпорирована в нашу правовую систему. Но сделать это непросто. Ведь правовые системы США и Европы очень отличаются.

– За время работы в правительстве вы несколько раз демонстрировали свою точку зрения, отличную от точки зрения премьера и членов кабинета. Однажды вы даже заявили о желании подать в отставку…

– Согласно регламенту, для того чтобы любой проект решения был включен в повестку дня заседания правительства, Минюст должен дать по нему позитивный правовой вывод. Если наша оценка негативна, то вопрос может быть вынесен на обсуждение правительства в исключительном случае. Это весьма неблагодарная роль, особенно если учесть постреволюционный запал моих коллег. Наиболее бурная реакция наблюдалась в начале нашей совместной деятельности, когда некоторые министры недопонимали роли министерства юстиции. В частности, тогда было принято незаконное решение по реэкспорту нефти. И то, что оно было действительно незаконным, подтверждено судом.

– А чем завершился скандал вокруг вашего диплома об образовании? Знаете ли вы, кто дал указание проверить, какой университет вы окончили и окончили ли?

– Да, я выяснил, кто заказал проверку. Однако имен называть не стану, так как это, полагаю, вопрос криминального расследования. Отмечу только, что было осуществлено незаконное проникновение в базу данных Колумбийского университета. Все документы, которые подтверждают уровень и качество моего образования, я передал президенту Украины и кабинету министров. Они проверены и подтверждены.



СПРАВКА

Роман ЗВАРЫЧ родился в 1953 году в Нью-Йорке в семье политэмигрантов. В 1976 году окончил юридический колледж в Манхэттене. Затем учился в Колумбийском университете на философском факультете. Однако предъявить диплом Зварыч отказывается, поэтому на Украине его называют первым в истории министром юстиции без высшего юридического образования. В 1991 году Зварыч покидает США. Через 2 года решает отказаться от американского гражданства, а в 1995-м принимает украинское. С 1998 года Роман Зварыч –народный депутат Украины. В 2004 году занимает пост министра юстиции. Кроме того, он является членом парламентской фракции блока Виктора Ющенко «Наша Украина», а также заместителем главы парламентского комитета по вопросам евроинтеграции.

Подпишитесь