Для того чтобы понять, стоит ли нам волноваться, обратим внимание на некоторые факты. С начала года из России, по данным ЦБ РФ, вывезено 5,7 млрд. долларов. При этом денежный поток во втором квартале увеличился в 27,5 раза по сравнению с первым. Аналогичная ситуация наблюдалась и накануне памятного «кризиса доверия», случившегося летом прошлого года. Тогда за второй квартал было экспортировано 6,2 млрд. долларов.
Как правило, исход капитала эксперты объясняют «неблагоприятным инвестиционным климатом». Возможно, это и так, но только реальный сектор не получил этих денег и в результате пережил спад. Это констатировал, в частности, советник президента Андрей Илларионов: «В марте этого года по сравнению с февралем наблюдался спад на 0,2%, в апреле –на 0,7%, в мае – на 1,2%». Сокращение объемов выпуска продукции имеет и другой негативный аспект – рост задолженности предприятий по полученным кредитам.
Кроме реального сектора банкиры, подталкиваемые вышестоящим начальством, открыли закрома и для частных клиентов. Те откликнулись с энтузиазмом. По данным социологов, уже каждый четвертый россиянин пользуется банковскими кредитами для покупки бытовой или видеотехники, мебели или автомобилей. Подчас банкиры предлагают не заемы с ежемесячным погашением долга и процентов, а рассрочку платежа. Такая практика ведет к вынужденному ожиданию выплат, как правило, через 10 месяцев. Нетрудно посчитать, что только к концу года клиент произведет расчет.
Но все это, так сказать, плановые трудности. Параллельно с ними существуют и внеплановые. «Центральный банк навешивает на коммерческие банки, особенно на те, которые обслуживают малый и средний бизнес, функции контроля и тонны отчетности. В результате у них образуются солидные расходы. Они вынужденно покрываются за счет кредитования под более высокий процент, что означает и высокий риск, а также за счет полуофициальных валютных операций», – рассказал «НИ» председатель совета Московской международной валютной ассоциации Андрей Черепанов.
Любителей подобных операций ЦБ вылавливает пачками. Так, если в течение всего прошлого года он отозвал лицензии у 11 банков, то с начала этого года – уже у 14 организаций. Деятельность надзирающего не осталась незамеченной, и по слухам, ведущие банки-кредиторы, как и год назад, стали настороженно относиться к своим коллегам и сократили им объемы кредитования через межбанковский рынок. Об этом свидетельствует тот факт, что ставки МБК «пляшут» вот уже полтора месяца, поднимаясь до 8–9% по однодневным кредитам, а затем падая иногда в течение дня до 2–3%. А как помнится, именно этот факт стал прелюдией «кризиса доверия», случившегося в прошлом году.
Однако банковские аналитики не видят поводов для паники. «Вчера ставки по межбанковским кредитам overnight («на одну ночь») поднимались до 8–9%, что объясняется налоговыми выплатами и снижением курса доллара, – рассказал «НИ» старший аналитик по долговым обязательствам банка «Уралсиб» Борис Гинзбург. – Чувство такое: то на рынке много денег, то они вдруг исчезают. Поэтому есть легкое ощущение беспокойства, но предчувствия кризиса нет».
Начальник центра анализа рыночной конъюнктуры Газпромбанка Сергей Суверов считает, что не только ощущений, но даже и мысли не может возникать о каких бы то ни было неприятностях. «Я бы не сказал, что есть предпосылки для банковского кризиса, – заявил он «НИ». – Сейчас в банки идет большой приток дешевых денег, население несет деньги, есть переток средств из корпоративного сектора – все это свидетельствует о том, что проблем с ликвидностью у них нет».
А раз у банкиров денег много, их клиенты могут не волноваться за свои сбережения. Что касается ощущений, то это нормально –скоро август.