Напомним, что минувшей весной объединенная левая оппозиция во главе с КПРФ планировала инициировать общероссийский референдум. Россиянам предполагалось задать 17 вопросов, касающихся самых разных аспектов экономической, социальной и политической жизни: от отмены нынешней редакции реформы ЖКХ до возвращения избираемых губернаторов. Объединяло почти все вопросы одно – все ответы были легко предсказуемы и явно не в пользу власти. В самом деле, какой нормальный человек не хочет, чтобы пенсия была бы не ниже прожиточного минимума. Или против того, что для высших должностных лиц необходимо ввести ответственность за «снижение уровня и качества жизни населения». Это позволило критикам референдума обвинить коммунистов в популизме. Центризбирком, правда, коммунистов ни в чем таком не обвинял, а просто признал негодными для референдума 15 вопросов. В основном по причине несоответствия норме закона, в которой говорится о том, что нельзя выносить на референдум вопросы о принятии и об изменении федерального бюджета. Коммунисты оспаривали решение ЦИК в Верховном суде, но судья не внял их доводам. В конце июля юристы КПРФ оспорят решение ВС в кассационном порядке, а потом (в благоприятный исход они не верят заранее) обратятся в Страсбургский суд по правам человека.
Но в минувшую пятницу, не дожидаясь окончания судебных разбирательств, коммунисты дали старт так называемому народному референдуму, который планируется провести по всей стране 17–25 сентября. В некоторых субъектах референдум пройдет в иные сроки, чтобы увязать его с региональными избирательными кампаниями. Количество вопросов сократили до семи, причем те два вопроса, которые разрешил ЦИК, в новый список не вошли. Кроме того, региональным организациям будет дано право добавить пару вопросов на актуальную местную тематику. До 18 июля ЦК КПРФ поручил разработать и представить проект бюллетеня для голосования на референдуме.
«Мы поняли, что нереально проводить референдум по 17 вопросам, поэтому и сократили их количество», – объяснил «НИ» первый зампред ЦК КПРФ и депутат Госдумы Иван Мельников. По его словам, коммунисты будут стараться, чтобы народный референдум был максимально приближен по форме к референдуму настоящему, вплоть до обозначенных пунктов для голосования и наличия у голосующих паспортов. Но все зависит от того, хватит ли у конкретного регионального отделения ресурсов на такой размах, к тому же, как отметил г-н Мельников, «состояние общества еще такое, что не каждый гражданин на референдуме, который проводит оппозиция, согласится фиксировать свои паспортные данные». Так что не исключено, что в некоторых регионах народный референдум будет скорее похож на социологический опрос. В любом случае, заверил «НИ» заместитель Зюганова, выборка будет настолько серьезной, что КПРФ нельзя будет упрекнуть в нерепрезентативности. В народном голосовании, надеется депутат, будут участвовать миллионы человек. Что же касается финансовых ресурсов, то, по словам г-на Мельникова, референдум «будет проведен с минимальными затратами». Весь партактив будет работать на общественных началах, а деньги придется потратить только на печать бюллетеней и на агитацию в СМИ. Г-н Мельников назвал несколько основных причин, по которым коммунисты пошли на не имеющий никакой юридической силы «референдум». КПРФ собирается приобщить данные референдума к страсбургской жалобе, «предъявить счет власти» и использовать хороший повод для партийной пропаганды.
Однако далеко не все эксперты по достоинству оценивают оппозиционный пыл коммунистов. «КПРФ делается партией не рабочего класса, а в основном раздраженных стареющих госчиновников, бюджетников, пенсионеров. В этой ситуации партии по большому счету нечего делать. И она просто для того, чтобы напомнить о своем существовании, вынуждена проводить такие вещи, как референдум», – сказал «НИ» глава исследовательской группы «Меркатор» Дмитрий Орешкин. И хотя г-н Орешкин не отрицает, что КПРФ по инерции все еще остается влиятельной силой, подобные акции, по его мнению, выдумываются коммунистами от скудости воображения.
БУРЯТСКИЕ КОММУНИСТЫ БУДУТ СУДИТЬСЯ ЗА КЛИЗМУ Отделение КПРФ в Бурятии собирается оспорить в республиканском Верховном суде решение Советского района Улан-Удэ. Еще в январе местные коммунисты вышли на митинг с задорным лозунгом «Смерть капитализму – Путину клизму». Республиканский Минюст за такую рифму вынес коммунистам предупреждение. В апреле Советский суд встал на сторону коммунистов, а летом, после удачной кассации министерства о пересмотре дела, все-таки согласился с Минюстом. «Слово «клизма» не является аморальным, оно несет смысловую нагрузку, означающую в переводе «промывание», – безуспешно пыталась образумить судей представитель бурятского регионального отделения Ольга Занадворова. Кроме того, заметила она, Путиных, «как Ельциных и Ивановых», в России много. Стоит отметить, что борьба коммунистов за непорочный образ клизмы носит отнюдь не абстрактный характер. После второго предупреждения от Минюста деятельность республиканского отделения могут и приостановить со всеми отсюда вытекающими последствиями. |