Как напомнил вчера председатель совета при министре юстиции РФ Валерий Борщев, «в заключении в России находятся 847 тыс. человек – это неподъемная для страны цифра». Правозащитники же, объяснил г-н Борщев, уверены в том, что в стране должно быть максимум 500 тыс., а еще лучше тысяч 300 заключенных. Председатель совета при министре юстиции уверен, что в большинстве случаев краткое, сроком до полугода, лишение свободы может быть эффективным, поскольку именно за это время человек психологически воспринимает и переживает заключение, а «потому у него уже наступает адаптация». Но смягчение наказаний и вообще развитие системы наказаний, альтернативных существующим, – это фактически дело тюремной реформы, о которой можно пока сказать с определенностью лишь то, что будет она нескоро. А в ближайшее время снизить социальную напряженность, выливающуюся в бунты в российских тюрьмах, поможет, по мнению правозащитников, только амнистия.
Г-н Борщев сообщил, что правозащитники уже приступили к разработке проекта новой амнистии. Напомним, что последняя амнистия, приуроченная к 60-летию Дня Победы, коснулась всего лишь 246 осужденных, или, как выразился председатель думского комитета по законодательству, «очень узкого круга лиц». Валерий Борщев напомнил, что правозащитники уже тогда заявили: такая куцая амнистия вызовет дестабилизацию системы, но к их мнению депутаты не прислушались. И вызвавшие наибольший общественный резонанс недавние события в Льговской колонии, по данным г-на Борщева, были вызваны разочарованием все от той же «неэффективной амнистии». Эффективной же, по мнению правозащитника, будет амнистия, которая коснется порядка 100–120 тыс. заключенных.
Другой известный правозащитник, Лева Пономарев, подтвердил «Новым Известиям», что амнистия – это та тема, по которой все правозащитники выступают наиболее солидарно. «Необходимо провести масштабную амнистию. Сплошь и рядом людей сажают за всякую всячину», – сказал г-н Пономарев «НИ». Как считает правозащитник, кроме несправедливых сроков в последнее время обострилась еще одна давняя проблема – тюремные администрации борются с влиянием преступных авторитетов, заставляя заключенных вступать в так называемые секции дисциплины и порядка (своеобразная внутренняя полиция лагеря, состоящая из работающих на тюремную администрацию зеков). Тех же, кто отказывается работать в секции, подвергаются разного рода репрессиям. Такая силовая политика, признает г-н Пономарев, не нова, но в последнее время приобрела особенно большое распространение. Возвращаясь к теме амнистии, г-н Пономарев опроверг обывательский довод о том, что амнистия, по которой на свободу выйдут сразу десятки тысяч уголовников, теоретически может привести к криминализации общества. «Наше общество криминализированно и так, а выпущены будут люди, получившие 3 года тюрьмы за воровство 3 бутылок водки», – сказал г-н Пономарев.