Театр в цене

6 июля 2005, 00:00
В конце театрального сезона в Москве заработала новая компьютеризированная система продажи билетов. Однако, несмотря на большую открытость схемы реализации дефицитного эстетического товара, она не избавила театры от спекулянтов и ценовых накруток. Более того, теперь, чтобы окупить новые «электронные порядки», зрителю п

Новая система работает в двух крупных российских городах: в Санкт-Петербурге и Москве. Билет на театральное действо теперь можно купить так же, как билет на самолет или поезд – через компьютерный терминал. Бабушка-кассирша в одном из сотен театральных киосков видит на экране своего монитора «непроданные» места на любой спектакль любого театра и в считанные секунды может распечатать билет на стандартном бланке.

Система была опробована и прижилась поначалу в Питере (там объем продаваемых билетов не в пример меньше московского). Наконец, зимой этого года Московская дирекция театрально-зрелищных касс (МДТЗК) – устаревшая, окостеневшая организация – поддалась, и компьютерная система заработала в Москве. В столице оказалось не все гладко. Кассир филиала на станции метро «Арбатская» согласна, что прежняя система была не самой удобной: «Прежде всего, мы продавали только имеющиеся в наличии билеты. То есть в соседней кассе выбор мог разительно отличаться. Вдобавок нас иногда заставляли продавать насильно – в нагрузку – билеты на плохой спектакль. Да еще и нечистые на руку торговцы вполне могли завышать цену, спекулируя прямо в государственной системе». Но теперь за удобство приобретения придется заплатить десять процентов от стоимости билета, «иначе наша компьютерная сеть просто не окупится. Мы все отучились на компьютерных курсах и каждую неделю изучаем информацию по премьерам». Впрочем, почему новая система должна окупаться за счет театралов (почему они должны платить пресловутые 10%), кассир объяснить не смогла. Как не смогла объяснить, почему новая система не может искоренить спекуляцию билетами.

Уходящая натура

Профессия перекупщика билетов, конечно, теперь не столь прибыльна и популярна, как лет 10–20 назад. Их осталось несколько десятков – в основном «работают» на Театральной площади, знаменитом пятачке между РАМТом, Большим и Малым театрами. Система раньше была проста: кассир продает перекупщику билеты по цене, вдвое больше номинальной, а тот сбывает их зрителю в три раза дороже (достать через кассу билет в Большой в 90-х было просто невозможно). По идее, с введением новой билетной системы этому виду театрального бизнеса приходит конец: спекулянты перестают быть всесильными. При экране, открытом взгляду зрителя, стало практически невозможным придержать под полой дефицитные билеты. Если раньше кассир и барыга могли работать в тандеме, то теперь такое вроде как невозможно.

Тем не менее спекулянт Вадим заявил «НИ», что вполне доволен работой и сегодня. Кассиров, по его словам, он не подставляет, но и не приплачивает им, как раньше: «Наверняка они знают меня в лицо. Уверен, что догадываются, почему я торчу каждую первую субботу у дверей кассы театра. Но отказов пока не получил – может, хотят дать подзаработать. Есть люди, которые со мной в доле в некоторых московских театрах, но называть их я не стану – у меня честный бизнес!»

Как удалось выяснить «НИ», часть билетов на кассовое «Лебединое озеро» Большой театр продает фирмам, возящим в Москву иностранных туристов, но зачастую много билетов остается невостребованными. Именно их обладателями и становятся порой перекупщики. Безусловно, дирекция и администрация театров борется с подобными нелегальными событиями. Но с экономической точки зрения спекулянт – отличная лакмусовая бумажка. Если люди перекупают билеты втридорога, значит, на них можно повысить цену вполне легально! А это в очередной раз наносит удар по барыгам: никто не будет спекулировать дорогими билетами. К примеру, на модный спектакль Леонида Трушкина «Ужин с дураком» есть билеты и по 5000 руб. – и только потому, что на них находятся свои покупатели!

Театр сегодня – точно такая же организация, продающая свои услуги. И вполне имеет право на прибыль. Кстати, в Белоруссии приказом министра культуры цены на билеты в государственные театры и музеи подняты на 25% (эти деньги идут в госказну). В России театры сегодня сами устанавливают цены на свои спектакли.

Арифметический расчет

Понятное дело, что пресловутые 10% за электронную услугу могут для зрителей обернуться двадцатью рублями, а могут – двумястами, ведь цены на билеты различаются даже в одном театре. Например, в «Современнике» место в партере на премьерный спектакль «Полет черной ласточки» с Игорем Квашой стоит 700 рублей, на «Даму с камелиями» – 500, а на прогремевшие «Три товарища» с Чулпан Хаматовой – все полторы тысячи. Безусловно, цены обусловлены несколькими факторами: участием популярных актеров, именем знаменитого режиссера, названием театра – понятно, что за бренд «Ленкома» дадут больше, чем за небольшой театр на окраине Москвы.

Однако пугаться не следует, ибо цена, зашкаливающая за тысячи, – это верхняя планка. Театр предлагает зрителю и дешевые билеты, просто их нужно покупать не за один-два дня до спектакля, а планировать соприкосновение с искусством Мельпомены заранее – за две-три недели, когда кассы только начинают реализацию на месяц. Так что попасть на вечноаншлаговый «№ 13» в МХТ вполне возможно и рублей по 500, но нужно приехать в кассу. По телефону вам не забронируют билеты стоимостью ниже, чем 1500 руб.

Цены на билеты устанавливают сами театры, и ценовая политика – наука очень сложная, она не каждому организатору под силу. Например, слово «аншлаг», у зрителя ассоциирующееся исключительно с овациями, цветами и конной милицией у входа, на самом деле очень серьезное экономическое понятие. Это экономика театра, как частного, так и государственного. Каждый театр знает и цену своего «среднего билета» – это тоже очень важное словосочетание театрального менеджмента. Например, если лет пять назад общая масса зрителей могла себе позволить билет за 100 рублей, а чуть позже и за 400, то сегодня в большинстве хорошо посещаемых театров, заполняемость залов которых составляет около 80%, зрители спрашивают билеты где-то по 1000 руб. Поэтому нет ничего странного, когда в кассе МХТ билеты в амфитеатр на спектакль «Белая гвардия» – один из самых кассовых – стоят 2500 руб. Спрос рождает предложение – вот самая важная аксиома сегодняшнего театрального руководителя. И если зритель может купить билет за бешеные деньги – почему бы и не заработать?



РЕЙТИНГ САМЫХ ДОРОГИХ СПЕКТАКЛЕЙ ИЮЛЯ (МАКСИМАЛЬНАЯ ЦЕНА)

1. «Аида», Фонд Артуро Тосканини – 30 000 руб.
2. «Ужин с дураком», Театр Антона Чехова – 5000 руб.
3. «Romeo & Juliette», Театр «Московская Оперетта» – 3500 руб.
4. «Лес», «Комедии Франсез» – 3000 руб.
5. «Мадемуазель Нитуш», Театр им. Вахтангова – 2500 руб.
6. «Три сестры», Театр «Мастерская Петра Фоменко» – 2000 руб.
7. «Последняя любовь Дон Жуана», Театр Романа Виктюка – 1500 руб.
8. «Стеклянная пыль», La`ТЕАТР – 1200 руб.
9. «Cats», МДМ – 1150 руб.
10. «Игры со страхом», Триллер-проект – 500 руб.

#Новости #Театры #Культура
Подпишитесь