Республиканская партия, как очень верно замечают в ее руководстве, не была замечена в вялотекущих дрязгах демократов, имевших место быть весь последний год. А все потому – и этого в руководстве партии уже предпочитают не замечать, – что РПРФ, как и некоторые другие, даже и относительно успешные партии 90-х, до настоящего времени существовала в лучшем случае если не на бумаге, то уж точно никак не на уровне реально действующей партийной структуры. Но в апреле в РПРФ вступили: независимые депутаты Госдумы Владимир Рыжков, Михаил Задорнов и Святослав Насташевский, а также даже экс-губернатор Красноярского края и депутат Госдумы от «Единой России» Валерий Зубов, который ради РПРФ покинул родную фракцию. И теперь РПРФ бьется за свое право назваться полноценным участником переговоров по объединению демократических сил. Таким же, как, скажем, СПС, «Яблоко» или Гарри Каспаров. Собственно, субботняя конференция РПРФ и была призвана эту полноценность продемонстрировать.
С утра перед началом конференции демократы из самых разных партий и общественных объединений бродили по холлу перед залом заседаний, выходили покурить на улицу и мирно беседовали друг с другом. Тут из подъехавшей машины выбежал радостный г-н Рыжков и стал жать знакомым руки и приговаривать с улыбкой: «С праздником!» «Съезд для нас всегда праздник», – объяснил на всякий случай депутат, и весь оставшийся день хорошее настроение его не покидало.
В своем докладе г-н Рыжков озвучил то, что уже стало общим местом не только у правой, но и у левой оппозиции. Он говорил о «бездарной власти», катастрофическом сокращении населения, о «коррупции, коррупции и еще раз коррупции» и о «возмутительных антидемократических, антиконституционных» реформах власти.
Следующий доклад назывался интригующе – «Об объединении демократических сил». Его доверили члену политсовета РПРФ, а в недавнем прошлом видному «яблочнику» Алексею Захарову. «Дорогие друзья, коллеги, товарищи, дамы и господа, братья и сестры, к вам обращаюсь я, друзья мои, – начал он патетически. – Сегодня демократия в опасности, и главная опасность исходит от самих демократов, от их раздробленности и патологической неспособности договориться друг с другом даже в самые тяжелые минуты». Отсюда г-н Захаров сделал неочевидный вывод – «объединенная демократическая партия должна быть создана к первому января 2006-го». И поскольку все понимают, что «Яблоко» никогда не вступит в СПС, а СПС никогда не вступит в «Яблоко», «нужна нейтральная третья площадка, именно это мы и предлагаем».
Но идею гостеприимных республиканцев объединиться на их платформе приглашенные гости восприняли без излишнего энтузиазма. «Естественно, я хотел произнести слова о том, что мы приветствуем добрые намерения нового руководства Республиканской партии объединить все демократические силы страны», – признался с трибуны лидер СПС Никита Белых, но потом он вспомнил, что точно так же СПС приветствовал и создание Комитета-2008, и партии Хакамады «Наш выбор». И вообще, хотя СПС рад приветствовать и республиканцев и готов участвовать в любых переговорных процессах об объединении, «проблема только в том, что у нас площадок для переговоров по объединению уже больше, чем самих переговорщиков». Демократам, заметил г-н Белых, можно даже думать о том, кого выдвинуть в президенты и кого назначить генпрокурором, но лучше не расписывать план по объединению, а сделать один-два шага к объединению.
«Все, что происходит в демократическом лагере, напоминает мне сказку про поросят и серого волка. Вы помните, там у каждого была своя избушка, а потом пришел серый волк, одну избушку сдул, другую растопил, и только одна избушка выжила», – сказала в свою очередь уже поминавшаяся на конференции г-жа Хакамада. После этого сравнения Ирина Муцуовна заставила делегатов призадуматься во второй раз, когда предупредила их, что «нельзя победить диктатуру при помощи выборов».
А зампред «Яблока» Сергей Митрохин сказал: «К большому сожалению, мы должны констатировать, что процесс объединения не только зашел в тупик, а просто пошел вспять». Он напомнил, что вопрос об объединении начался с 2-х партий, тогда как сейчас фигурируют уже 6. А вылезать из избушек, о которых рассказала г-жа Хакамада, «будет сложно, потому что они все заледенеют». Сергей Сергеевич предложил собравшимся объединяться, как ни странно, на платформе «Яблока» – «такой проект наиболее технологически реализуем и наименее рискованный».
Кстати, на следующий день «яблочники» заседали на федеральном политсовете и в специальном заявлении постановили: «создание Объединенной демократической партии России остается актуальной задачей». Это не помешало лидеру «Яблока» Григорию Явлинскому сказать про СПС: «Они немного покапризничают-покапризничают (имелась в виду критика власти. – «НИ») и потом пойдут, куда нужно. И куда бы власть ни развернулась, они всегда будут с ней». «Я думаю, даже не все жены олигархов голосуют за них», – охарактеризовал электорат СПС Григорий Алексеевич. Так что спрашивать демократов, когда они объединятся, становится в среде политической журналистики таким же моветоном, как у музыкальных – спрашивать, жив ли рок-н-ролл.