Президент рассматривает подписанный им в субботу указ о координации деятельности федеральных органов исполнительной власти на местах и согласованный список из 114 полномочий, передаваемых из Москвы в регионы только как первый шаг на пути решения проблем децентрализации власти в России. Об этом глава государства заявил на заседании президиума Госсовета в Калининграде. «Мы будем стремиться к максимальной передаче функций, необходимых для развития территорий, на региональный уровень государственной власти», – заявил Владимир Путин.
Согласно указу губернатор области или края теперь обязан не только руководить деятельностью подопечного (регионального) правительства, но и координировать взаимодействие региональных министров с территориальными подразделениями федеральных министерств, включая силовиков. Это также означает, что вся ответственность, например, за предотвращение стихийных бедствий или террористических актов теперь целиком и полностью ложится на «хрупкие» губернаторские плечи. Указ также предполагает, что федеральные министры обязаны согласовывать с главами субъектов РФ кандидатуры на пост руководителя территориального подразделения того или иного ведомства. Если министр получает отказ в согласовании кандидатуры от главы региона дважды, он не позже чем через два месяца после обращения к губернатору сам принимает кадровое решение и докладывает о нем в Белый дом или Кремль.
Как ожидается, через два месяца новая система функционирования региональных властей должна заработать. Во всяком случае, ровно такой срок президент отпустил правительству и Госдуме на подготовку соответствующих изменений в действующее законодательство.
Между тем уже сейчас понятно, что трудоемкий процесс передачи сферы федеральной ответственности в регионы затянется надолго. Эксперты убеждены, что Москва не имеет четкого представления о технологии реформы. «Когда президент говорит о децентрализации, он косвенно признает крах модели управляемой демократии и административной вертикали, которые насаждались 4 года. И это противоречие невозможно устранить методом обыкновенного снятия с Москвы бремени ответственности, – заявил «НИ» руководитель аналитического центра «Меркатор» Дмитрий Орешкин. – Губернаторов как бы задобрили фактом расширения сферы их влияния и дали им маневры для принятия решений. В то же время эти обязанности Москва забыла профинансировать. И это при том, что денег на местах нет – центр съедает уже более 50% всех налоговых поступлений региона». (Подробнее об экономических вопросах Госсовета – на стр. 3).
Кроме того, перераспределение полномочий между Москвой и провинцией значительно тормозит процесс реализации другой, не менее важной реформы – местного самоуправления. О чем не преминули заявить на Госсовете некоторые губернаторы. Так, глава Республики Коми Владимир Торлопов, являющийся также руководителем рабочей группы Госсовета по вопросам поэтапного введения в действие 131-го закона (о местном самоуправлении), считает необходимым отложить его вступление в силу до 1 января 2008 года. Напомним, ранее предполагалось, что закон заработает уже с 2006 года. «Поскольку процесс разграничения полномочий между уровнями государственной власти не закончен, начинать в тот же момент и в полном объеме реформирование местного самоуправления и проводить работу по разграничению между двумя совершенно новыми уровнями местной власти представляется преждевременным», – заявил он. Заочно его поддержали губернатор Псковской области Михаил Кузнецов и глава Республики Карелия Сергей Катанандов, которые заявили о неготовности вверенных им субъектов к введению местного самоуправления без социально-экономических потерь для регионов в целом. Впрочем, в Кремле другое мнение на этот счет. Сотрудники администрации президента, которые готовили документ и проводили разъяснительную работу на местах, считают, что «одно другому не мешает». Советник президента по вопросам местного самоуправления Сергей Самойлов заявил «НИ»: «Перераспределение полномочий между центром и регионами напрямую не связано с реформой местного самоуправления». По его словам, создавать систему местного самоуправления (общественные образования в сельских и городских поселениях) от чиновников требует Конституция. «Реформу уже не остановить. Просто потому, что объем работ, проведенный региональными властями по определению границ территориальных образований, слишком велик, – считает советник президента. – Поэтому ставить вопрос о том, не отодвинуть ли нам всю реформу на 2008 год, неправильно. Каждый регион должен четко понимать, что и сколько времени ему нужно для введения в действие органов местного самоуправления».
Дмитрий Орешкин также согласился с тем, что «реформу остановить сложнее, чем продолжить». Однако, по его мнению, с ее реализацией возникнут чисто технические сложности, потому что губернаторы «за просто так не сдадут районы». «Субъекты самоуправления входят в прямое противоречие с вертикалью уже региональной власти. Главы регионов привыкли командовать, а их лишают этого права», – считает г-н Орешкин.