Posted 28 июня 2005, 20:00

Published 28 июня 2005, 20:00

Modified 8 марта, 09:32

Updated 8 марта, 09:32

Незабываемый вояж по тюрьмам мира

28 июня 2005, 20:00
Вчера один из восьми так называемых российских узников Гуантанамо, Айрат Вахитов, рассказал о том, как его пытали чеченские сепаратисты, потом российские спецслужбы, затем афганские талибы и, наконец, американские тюремщики. Теперь г-ну Вахитову, не мечтающему больше ни о чем, кроме жизни простого обывателя, снова не д

Драматичная биография «русского талиба», озвученная им самим на встрече с журналистами, тянет на многосерийную экранизацию. Получился бы очень мрачный и кровавый триллер. Но для 28-летнего г-на Вахитова, к сожалению, все случившееся – не кино, а по меньшей мере 4 года, вычеркнутые из нормальной жизни. В 1999 году он был имамом Центральной мечети города Набережные Челны, самым молодым имамом в Татарстане. Как признается сам г-н Вахитов, именно по молодому своему легкомыслию он поехал в Чечню на свадьбу сына своего друга. В Чечне г-н Вахитов, интересовавшийся «бытом и укладом чеченского народа, мечетями, медресе, духовными учреждениями», оказался в лагере Хаттаба, известном также под названием исламского института «Кавказ». Г-н Вахитов не успел понять, институт это или все-таки лагерь, потому что его бросили в зиндан. Сотрудники «института» били Вахитова, добиваясь от него признания, что он – агент ФСБ. Позже уже бывшему имаму представитель российских спецслужб признался, что в Чечню действительно была пущена деза о том, что татары – агенты ФСБ. Сделано это было, чтобы препятствовать консолидации исламских сил.

Через несколько месяцев после того, как г-н Вахитов, совершив побег, вернулся в Татарстан, в Москве были взорваны жилые дома. Тогда его поместили в следственный изолятор города Мензлинска, где следователи били его, бесплодно пытаясь услышать от него какую-либо иную версию, кроме той, что в Чечне он находился в плену. Айрата Вахитова отпустили, но пообещали заняться им плотнее после того, как пройдут думские выборы. Он предпочел не дожидаться этого момента и уехал к родственникам в Таджикистан. Г-н Вахитов стал ходить с земляками в походы по Памирским горам («Кто был на Памире, знает, что это такое, это непересказуемо»). В одном из таких походов Вахитов со товарищи столкнулся с группой вооруженных боевиков Исламского движения Узбекистана (ИДУ). Тут г-н Вахитов, по собственному признанию, совершил «вторую крупную ошибку в своей жизни» – разговорился с узбеками. Боевики силой увезли татар с собой в Афганистан. Причем увозили не на ишаках, «как в кино показывают», а через Душанбе – на вертолете таджикской армии в сопровождении военных генералов, сотрудников спецслужб республики и даже представителя ООН.

В Афганистане г-на Вахитова тоже держали в тюрьме, тоже били и тоже требовали признаться, что он агент российских спецслужб. Более того, был послан запрос Хаттабу, который подтвердил этот «факт». Через муллу Омара (лидера «Талибана») Вахитову чудом удалось добиться перевода в талибскую тюрьму. В новом месте заключения его не били. Но тут случилось 11 сентября 2001 года, и вскоре в Афганистан прилетели американцы – проводить антитеррористическую операцию. Тогда предприимчивые афганцы придумали новый бизнес – продавать американцам в качестве талибов туристов, бомжей, юродивых, глухонемых и представителей других малозащищенных социальных групп. Если верить г-ну Вахитову, то среднестатистического живого талиба-иностранца американцы покупали за 5 тыс. долларов. За настоящего араба давали больше. Был продан и сам г-н Вахитов. Так же, по его словам, попали к американцам и другие «русские талибы». Проведя полгода в кандагарском фильтрационном лагере, Айрат Вахитов был этапирован в знаменитый лагерь Гуантанамо – уже в шестую для него по счету тюрьму.

На кубинской земле г-н Вахитов увидел все те же прелести, что и прочие заключенные, – пытку бессонницей, глумление над Кораном, травлю собаками, газом. На допросах американцы спрашивали Вахитова не про талибов, а почему-то про российские спецслужбы. Примечательно, что «российских талибов» грозились сдать отечественным спецслужбам, потому что «в США демократия», а российские товарищи по антитеррористической борьбе безо всякой демократии выбьют правдивые показания.

Один из россиян так испугался такой перспективы, что согласился наговорить на себя, только чтобы остаться в Гуантанамо. А семерых «русских талибов» на родной земле действительно приняли плохо. Для начала их продержали 4 месяца в пятигорском следственном изоляторе «Белый лебедь», где, впрочем, по словам г-на Вахитова, «особо не пытали». Дальше у возвращенцев началась очередная черная полоса. Паспорта им выдавать отказывались, с работ увольняли (по настоянию спецслужб), и после каждого теракта, случавшегося в России, устраивали обыски и избивали «талибов». У двух из них, татар Тимура Ишмуратова и Равиля Гумарова, даже выбили признание в совершении взрыва на газопроводе в Бугульме 8 января этого года. На грядущее в августе тысячелетие Казани г-на Вахитова, устроившегося переводчиком (в тюрьмах он успел выучить несколько языков), попросили убраться из республики. По навязываемому ему сценарию существования Вахитов жить не хочет. Он решил эмигрировать, но его не выпускают из страны. Когда «ваххабит» получит официальный отказ ОВИРа, он собирается оспорить его в суде. А в гражданский суд США г-н Вахитов уже подал иск.

Подпишитесь