Бороться за высокий художественный уровень Хрюши и Степашки глава агентства пока собирается при помощи материальных стимулов (Сеславинский пообещал выделять средства, если качество программы улучшится). Однако в дальнейшем от недостатков, а точнее, недостатка детских программ пострадают конкретные каналы, которые могут быть привлечены к ответственности за невыполнение лицензионных обязательств перед государством.
В российских законах черным по белому прописано, что доля детских телепрограмм должна составлять минимум 7–10% от эфирного времени, иначе о получении лицензии телеканал может забыть. Открываем телевизионную программу за прошлую неделю. В дни летних школьных каникул на Первом канале в общей сложности детские передачи занимают 48 минут в день, что составляет около 3% от общего эфирного времени канала. На не менее популярной «России» детские передачи представлены старыми, как мир, «Спокойной ночи, малыши!», выходящими только по будням. Общая продолжительность – 7 минут, что составляет 0,4% эфирного времени. Канал НТВ в будние дни и вовсе не включает в свою сетку детские телепрограммы. В выходные здесь, правда, идет программа под многообещающим названием «Детское утро на НТВ», в рамках которой показывают обычно пару отечественных мультфильмов. В сумме детское вещание составляет 40 минут, то есть 0,4% от общего эфирного времени. Чуть лучше обстоят дела на канале ТВЦ. В среднем данный канал вещает для детской аудитории около 48 минут в день, что составляет около 3,5–4% эфирного времени. Самым продвинутым в плане детского вещания, судя по нашим подсчетам, остается канал «Культура». В среднем 54 минуты в день здесь показывают старые советские художественные и мультипликационные фильмы для детей, отводя на это примерно 4,5% эфирного времени.
Качество транслируемой продукции также вызывает большие вопросы. Львиную долю всех так называемых детских программ на отечественном ТВ составляют мультфильмы, детские художественные фильмы и сериалы, причем все больше зарубежного (преимущественно американского) производства. Старые отечественные мультики не соответствуют современным телестандартам, да и привлекательность их сильно снизилась. Что касается воспитательных и обучающих программ, то их можно перечесть по пальцам.
Даже невзыскательную детскую аудиторию подобный подбор телепродукции не удовлетворяет. По данным экспертов TNS Gallup Media, в среднем по России (в городах с численностью населения более 100 тысяч человек) среди аудитории старше четырех лет бесспорным лидером по-прежнему остается та самая раскритикованная Сеславинским программа «Спокойной ночи, малыши!» (канал «Россия»). Ее рейтинговые показатели колеблются от 6 до 8,5%. Второе место занимает тележурнал «Ералаш» (Первый канал), за ним с примерно равными показателями следуют мультсериалы «Дисней-клуб» (Первый канал) и мультсериалы канала СТС. Изредка в эту тройку лидеров вбивается канал ТНТ со своими мультфильмами (например, «Эй, Арнольд!» и «Ох, уж эти детки»).
Не лучше ситуация и с вещанием для тинейджеров. Специальные программы, рассчитанные на эту аудиторию, на нашем телевидении практически полностью отсутствуют. Как следствие, подростки вынуждены смотреть фильмы и передачи для взрослых. То, что они там видят, вызывает вполне закономерную озабоченность у ученых.
О том, что с детским вещанием в России не все гладко, сейчас не говорит только ленивый, но вот толку от этого нет. Еще в 2002 году Владимир Путин, выступая на заседании Совета по культуре и искусству при президенте РФ, посвященном проблемам детства, выразил неудовлетворение качеством детских программ на телевидении, заметив, что «большинство общенациональных каналов телевидения нарушают условия лицензии в части детского вещания». После столь резкого заявления президента государственные мужи вроде бы заинтересовались проблемой детского вещания. В результате проверки, проведенной Управлением государственной инспекции Минпечати в 2002 году, выяснилось, что 5 из 5 центральных общедоступных каналов грубо нарушают условия лицензии, самовольно в несколько раз сократив объем детского вещания. Вместо 15% у ОРТ чиновники насчитали 3,8%, столько же у «России» вместо положенных 10%. ТВЦ уделил детям 4,3% против 7%, «Культура» – 7% вместо 10%. Рекорд принадлежит НТВ: фактический объем детского вещания отличался от заявленного почти в 10 раз. Но, к сожалению, рекомендации Минпечати должного впечатления на руководство телеканалов не произвели, и на этом исследовании, в сущности, все попытки правительства повлиять на информационную политику канала и закончились.
В июле 2003 года участники детского жюри номинации «Телевидение» VII Всероссийского фестиваля визуальных искусств, проходившего в «Орленке», еще раз попытались привлечь внимание главы государства к проблеме детского вещания. В своем письме они призывали президента Путина помочь в создании и развитии детского телевидения, однако оно осталось без ответа.
В настоящее время ситуация по-прежнему неутешительная. Ни обещания льгот по лицензированию для каналов, особенно преуспевших на ниве детского вещания, ни угрозы Министерства по делам печати и массовых коммуникаций не продлевать лицензию телеканалов, не выполняющих государственную норму в трансляции программ для детей и подростков, не производят должного эффекта. Поневоле создается впечатление, что государственные инстанции больше имитируют озабоченность проблемой, а не пытаются хоть как-то изменить существующее положение дел. Так или иначе, резкое высказывание главы Агентства по делам печати может стать лишь тестовым предупреждением для каналов. Если качество детского вещания в новом сезоне (который планируется в эти дни) не улучшится, то агентство наверняка начнет применять меры, но теперь уже не к программам, а к телеканалам, забывающим о «своих детях».
Секс и насилие – лучшая пища для ума
Вот уже шесть лет в Центре социологии образования Российской академии образования (РАО) изучают влияние, которое современное отечественное телевидение оказывает на молодых россиян. Результаты обескураживают.
В ходе экспертных телепросмотров, длительность которых составила 116 часов, удалось выяснить, что в среднем на один час телетрансляций приходится 4,2 сцены насилия и эротики, иными словами, их показывают каждые 15 минут. Если учесть, что общая длительность ежедневных телепросмотров у школьников составляет в среднем 2,3 часа, то путем простого арифметического подсчета (4,2х2,3=9,66) можно сделать вывод, что в среднем российский подросток ежедневно видит не менее девяти подобных «живых картинок». При этом если в утренние часы в среднем транслируется 3,2 сцены насилия или эротики за один час телевещания, то в вечерние уже 4,3, а в ночные – 5,4. Подобная динамика крайне опасна. «В вечерние и ночные часы увеличивается усталость, снижается уровень самоконтроля и критичности, что характерно для состояния предсна. Все это обеспечивает принятие негативных образцов поведения. Более того, воспринятые в ночные часы модели могут «прорабатываться» в дальнейшем в сновидениях и усваиваться на уровне подсознания», – считает директор Центра социологии образования, академик РАН, доктор психологических наук Владимир Собкин.
Другая опасная тенденция – снятие культурных табу. Из всего объема зафиксированных сцен агрессии основная часть (65%) приходилась на взаимодействие между мужчинами и женщинами. Случаи агрессивного взаимодействия человека с группой составляют 9,4%, а межгрупповые конфликты – 8%. Довольно большую долю составляют сцены самоагрессии – 12,7%. К счастью, число сцен, когда взрослый проявляет агрессию по отношению к ребенку, составило всего 1%, а агрессивные действия самого ребенка – 0,7%. «Это дает основание считать, что на современном телеэкране в целом сохраняется культурное табу как на показ агрессии взрослых по отношению к детям, так и на показ проявлений детской агрессивности, – полагает Владимир Собкин. – А вот культурные табу на агрессию мужчины по отношению к женщине, существующие в традиционном обществе, в современно телевизионном пространстве практически полностью разрушены». К чему это приводит, не надо долго объяснять. «Если мама говорит: «Не бей девочку!», а на экране сильный и «положительный» герой делает все наоборот, ребенок с большой степенью вероятности последует его примеру. В общем, тонкий процесс становления личности, касающийся мужской и женской социализации, нормативного регулирования поло-ролевых отношений, жестко деформирован телевизионным экраном», – продолжает ученый.
Сами подростки также воспринимают происходящее на голубом экране весьма неоднозначно. В ходе опроса выяснилось, что каждому второму подростку (50,3%) сцены насилия просто «безразличны». Активно «не нравятся» они каждому третьему (36%), «нравятся» же относительно немногим – 10,9% опрошенных. Только 2,8% российских детей «специально выбирают передачи с большим количеством насилия». Интересно, что у мальчиков по сравнению с девочками почти в 6 раз выше доля тех, кому нравится смотреть сцены насилия и жестокости. «Можно предположить, что отношение к сценам насилия зависит от того, с кем идентифицирует себя подросток: с агрессором или с жертвой», – предполагает Владимир Собкин. Таковых среди российских тинейджеров также немного – 8,3% идентифицируют себя с агрессором, 11,8% с жертвами. При этом мальчики чаще идентифицируют себя с агрессорами, а девочки – с жертвами.
Впрочем, и те, и другие в одинаковой степени страдают от страхов, порожденных телеэкраном. Только 40,8% подростков указали, что таких случаев в их жизни не было. Остальные признались, что страх от увиденного на телеэкране возникал у них «в раннем детстве» (45,9%) и «недавно» (13,2%). При этом надо отметить, что девочки по сравнению с мальчиками гораздо чаще отмечали у себя приступы страха. Что касается их причин, то страх у подростков вызывают преимущественно теленовости и информационные передачи, а не художественные фильмы. Проявления страхов у подростков весьма многообразны. Наиболее типичны – боязнь темноты и ночные кошмары. У девочек к этому прибавляется «чувство незащищенности», которое с возрастом все больше усиливается. «Это дает основание полагать, что в отличие от мальчиков они не избавляются от страха, мысленно проигрывая сцены насилия, а, наоборот, у них растет чувство неуверенности и в реальной жизни», – полагает Владимир Собкин.
Мнение телеэкспертов Татьяна ЧЕРНЯЕВА, автор и руководитель программы «АБВГДейка»: – После принятия поправок в закон о рекламе детское телевидение перестало приносить прибыль. В телевидении сейчас главную роль играет бизнес, а вовсе не искусство и не воспитание нравственности. А с точки зрения бизнеса детские программы не представляют никакого интереса. Отсюда и проблема финансирования: невозможно найти спонсоров детского вещания. Никто специально денег на детские программы не даст, так как рекламой на них не заработаешь. К тому же принятые пять лет назад поправки запретили спонсорство, и угасла последняя надежда создателей детских программ на помощь бизнесменов. Если правительство не предпримет какие-то меры, оно рискует упустить целое поколение нации. Поэтому первое, что нужно сделать, – это внести поправки в закон о рекламе: разрешить рекламу в детских программах, но тщательно прописать ограничения. Ну кому в голову придет рекламировать в «АБВГДейке» табак или спиртное? В детских программах должна рекламироваться информация, услуги, которые касаются детства. Вот сейчас, к примеру, мы не имеем права рассказывать детям о хороших книжках, о хорошей музыке или, предположим, о компьютерах, потому что все это считается рекламой. А откуда иначе детям узнать о том, что они бывают? Госдума должна снова принять поправки в действующий закон, и тогда мы сможем доказать, что детское телевидение способно зарабатывать на себя само. Светлана УСТИНОВА, генеральный директор Национальной ассоциации телерадиовещателей: – Ситуация с детским вещанием в нашей стране весьма неоднозначна. С одной стороны, мы наблюдаем на телеэкранах изобилие зарубежных анимационных фильмов, с другой – отечественная мультипликация постепенно развивается, становится вполне конкурентоспособной, но ей нужно помочь дойти до юного телезрителя. Конечно, нельзя не упомянуть такие полюбившиеся всем детские телепередачи, как «Спокойной ночи малыши!», «АБВГДейка», «Ералаш», «Самый умный» и др. Это большой успех, что такие бренды существуют, однако я считаю, что необходимо активнее заняться телепроектами для детей, хотя до последнего времени это было затратно и не всегда выгодно. Важно формировать у детей морально-нравственные ориентиры, ценности и принципы, основываясь, например, на традициях доброй русской сказки. Кстати, напомню, что на прошлой неделе ВГТРК высказало намерение принять участие в тендере по созданию специализированного канала для детей и юношества, что само собой подразумевает заинтересованность телесообщества в этом телевизионном направлении. В подтверждение этого не могу не упомянуть появление в апреле этого года на телевизионном рынке зарубежного телеканала Cartoon Network, программы, которого дублируются на русский язык. Нельзя обойти и проблему финансирования. Раньше существовало государственное финансирование целого ряда киностудий, таких, как «Союзмультфильм», Одесская киностудия, Киностудия имени Горького, которые за счет государства производили детские передачи. Сегодня же, в связи с тем, что реклама в программах для детей запрещена, детское телевидение не стимулируется и, как следствие, медленно происходит его становление в современных реалиях. Мне кажется, что этот сегмент телевизионной индустрии какое-то определенное время должен являться предметом заботы государства, которое должно помогать телеканалам финансировать программы для детей. А Национальная ассоциация телерадиовещателей, как крупнейшая ассоциация телерадиокомпаний в стране, готова оказать любую посильную помощь государству в этом общественно значимом деле. |