Ежегодно в столице вводится 4,5 млн. кв. м жилья. Из них 1,6 млн. идет на улучшение жилищных условий москвичей, годами стоящих в очереди или проживающих в ветхом фонде. «И все же ситуация с жильем напряженная», – признал заместитель руководителя городского Департамента жилищной политики и жилищного фонда Николай Федосеев. Дело в том, что половину новостроек скупают немосквичи. Именно их капитал, по версии московских чиновников, диктует цены на недвижимость, которые неумолимо растут и тем самым разваливают все планы по превращению жилья из предмета непозволительной роскоши в нормальное бытовое удобство.
Ипотека, как выясняется, тоже правительству столицы не помощник. Для получения кредита, признался г-н Федосеев, заемщик должен иметь ежемесячный доход в размере 1200 у.е. как минимум. Из тех, кто стоит в 200-тысячной очереди на квартиру, таких денег нет ни у кого. Да и в самом займе, оказывается, заложена мина замедленного действия. «Резкое и многократное увеличение объемов ипотечного кредитования может оказать негативное воздействие, – заявил Николай Федосеев. – При ограниченном объеме вводимого жилья дополнительный платежеспособный спрос вызовет еще больший рост цен – это аксиома». Увеличение же объемов строительства коммерческого жилья, по его словам, является весьма проблематичным в связи с устаревшей транспортной и инженерной инфраструктурой. А между тем спрос на ипотеку растет: в прошлом году было выдано 4,5 тыс. кредитов, за первое полугодие этого года – 2,1 тыс., а к концу года ожидается 6 тыс.
Еще одна новость от московских чиновников: согласно новому Жилищному кодексу, до 1 марта будущего года собственники квартир должны объединиться, чтобы нести солидарную ответственность за состояние своего дома, и выбрать себе управляющую компанию (УК). Она будет следить за чистотой в подъездах, исправностью лифтов и мусоропроводов, за подготовку к зиме, а также проводить капитальный ремонт. Отношения собственников и УК должны регулироваться соответствующими договорами. В случае если жильцы дома не смогут найти себе хозяйственника, это за них сделает государство.
Любопытно, что сейчас единственным подобием УК являются дирекции единого заказчика (ДЕЗ). Эти государственные предприятия в перспективе либо ликвидируют за колоссальные долги, либо приватизируют вместе с долгами, – чиновники еще не решили окончательно. Частные компании вроде бы и появляются, но их не так много. В основном они создаются крупными инвесторами-застройщиками для управления домами повышенной комфортности, имеющими сложные системы внутренних коммуникаций. А поскольку судьба ДЕЗов еще не определена, то сомнительно, что через девять месяцев в Москве родится достаточное количество частных эксплутационных предприятий, готовых к конкуренции.
А, как известно, нет конкуренции – нет справедливой цены. Значит, в будущем году с обывателя станут драть три (минимум – две) шкуры. Во-первых, за услуги по содержанию дома. Если сейчас ДЕЗ меняет раковину на кухне за 1 тыс. руб., то частная контора, которая будет платить работникам явно побольше, и за услуги возьмет не меньше государства. Во-вторых, совладельцам квадратных метров придется еще и страховаться от риска, что УК вдруг испарится. Также недалек тот час, когда страхование жилья станет обязательным, поскольку без полиса нельзя получить в банке кредит, необходимый, скажем, для проведения капитального ремонта дома.
Самое интересное в том, что чиновники контролировать работу УК не намерены. «Все жалобы в муниципалитеты должны уйти в прошлое, их заменят договорные отношения с управляющими компаниями и страховщиками, – разъяснил «Новым Известиям» заместитель руководителя департамента ЖКХ Москвы Андрей Широков. – Они никому не подотчетны, проверять их будет налоговая инспекция, а контролировать их работу будут сами жители на основании Гражданского кодекса». Что касается регулирования тарифов на услуги УК, то они являются предметом договора, уточнил г-н Широков, и регулировать их будут опять же жильцы. Каким образом? Да через суд.