Posted 21 июня 2005, 20:00
Published 21 июня 2005, 20:00
Modified 8 марта, 09:33
Updated 8 марта, 09:33
– Интересное дело: режиссера зовут Петр, продюсера – Павел, главного исполнителя – Иван, то есть Иоанн. Прямо-таки три апостола…
– Это лестное сравнение, но о нашем сходстве с библейскими персонажами я предпочел бы умолчать. Тем более что имя Иван не ассоциируется в Чехии с апостолом Иоанном, а значит то же, что для вас «фриц». Особенно после советского вторжения, когда любимой присказкой чехов стало «Иван, пошел к черту!». Я думаю, что это наложило отпечаток и на характер Ивана Трояна, и на характер персонажа, которого он играет.
– Увидев Ивана в вашем фильме, я подумал, что он напоминает Бастера Китона. Судя по мелькающей в кадре фотографии Китона, вы думали о том же.
– Это действительно так, и я рад, что вы обратили на это внимание. Отец Ивана всегда казался мне вылитым Бастером, а мать удивительно походила на Чарли Чаплина. Это сходство представляется мне очень важным для картины.
– Мы воспринимаем вас как представителя нового поколения чешских режиссеров. А сами вы чувствуете себя одиночкой или частью некоего кинематографического целого?
– У меня такое ощущение, что я одинок. Хотя у нас есть генерация режиссеров, получивших возможность снимать фильмы благодаря тому, что в 90-е годы чешское ТВ стало финансировать кинематограф. Но должен откровенно сказать, что мне не нравится то, что делают многие из моих коллег.
– Ваши картины весьма оригинальны и в то же время имеют нечто общее с фильмами чешской «новой волны» 60-х. Вы сами считаете себя ее духовным наследником?
– Не знаю, так ли это, но я был бы счастлив, если бы меня можно было так назвать.
– «Хроники обыкновенного безумия» более светлое кино, чем ваша прежняя картина – мрачно-сардонические «Пуговичники». Связано ли это с изменением вашего взгляда на жизнь?
– Если говорить о моем режиссерском взгляде, то да. Но сам я стал более грустен, чем раньше, потому что моя личная жизнь тогда была более устроенной. Такой вот парадокс.
– Как думаете, стал ли мир более сумасшедшим, чем был во времена апостолов?
– Полагаю, что степень мирового безумия во все времена одинакова. Различны лишь формы и причины сумасшествия.
Справка «НИ»
Петр ЗЕЛЕНКА родился в 1967 году в Праге. Окончил сценарный факультет Пражской киноакадемии (FAMU, 1991). Писал сценарии для чешского телевидения (1990–1996). Как режиссер дебютировал телефильмом «Навесной замoк: 1982–2007» (1993). В 1997 году по собственному сценарию снял фильм «Пуговички», за который получил «Тигра» в Роттердаме, «Дон Кихота» в Котбусе и множество призов других кинофорумов. В 2001 году написал и поставил пьесу «Хроники обыкновенного безумия», за которую получил приз чешских театральных критиков. Фильм «Хроники обыкновенного безумия» снят по написанной ранее пьесе.