К 2050 году, по мнению Яна Пирсона, компьютерные технологии достигнут такого высокого уровня, что человеческое сознание можно будет полностью перенести в суперкомпьютер. В момент смерти человека специальный аппарат будет сканировать головной мозг умирающего, переписывая сложные электрические потенциалы нейронов его мозга в модели нейронов в компьютере. «Благодаря подобной оцифровке человек, не заметив момента смерти, плавно переместится в виртуальную реальность, где сможет жить вечно, – полагает Ян Пирсон. – Таким образом, наше сознание сможет пережить смерть тела, которая отныне перестанет быть проблемой для человечества».
Технически это вполне осуществимо. «Уже сейчас новая игровая приставка Sony PlayStation 3, оснащенная процессором Cell, способна работать с производительностью 218 гигафлопс, что ставит ее в один ряд со стандартами суперкомпьютеров 10-летней давности. Такая производительность составляет 1% производительности человеческого мозга. PlayStation 5, вероятно, будет по мощности равна мозгу», – полагает футуролог. И продолжает: «Конечно, сначала технологии «оцифровки» человеческого мозга будут доступны только самым богатым, но в последующие десятилетия они станут достоянием и простых обывателей».
Конечно, сейчас цифровое бессмертие выглядит чистой воды фантастикой. Однако Ян Пирсон не одинок в своих умозаключениях. Достичь цифрового бессмертия пытаются в лабораториях многих стран мира.
Когда подешевеют мозги
Ярым пропагандистом цифрового бессмертия является наш бывший соотечественник, а ныне профессор Института технологии в Нью-Джерси (США) Александр Болонкин. «Если бы наш мозг состоял из чипов, а не биологических молекул, то это и означало бы, что мы получили бессмертие», – полагает профессор. И развивает свою мысль дальше: «Наше биологическое тело мерзнет, страдает от жары, нуждается в одежде и уходе, легко повреждается. Куда удобнее иметь стальные руки и ноги, обладающие огромной силой, нечувствительные к холоду и жаре, которым не нужны пища и кислород. И даже если они и сломались, то не жалко – купим и вставим новые, еще лучше и современнее». Таким образом, по мнению профессора Болонкина, перед человечеством открывается реальный путь к кибернетическому бессмертию. Достаточно переписать информацию из нашего мозга на специальный человекоэквивалентный чип (ЧЭК) и вставить его в самодвижущееся тело, нашпигованное всевозможными датчиками и приспособлениями, и вот она – вечная жизнь.
Александр Болонкин надеется, что первые ЧЭКи появятся в свободной продаже уже в ближайшие 10–15 лет. Правда, стоить они будут безумно дорого – пару миллионов долларов, что сделает их доступными только очень состоятельным людям. Однако уже к 2025–2030 году кибернетические «мозги» заметно подешевеют.
Скептики, правда, сомневаются в таком прогнозе. Однако у профессора Болонкина готово решение и этой задачи: «Мы тратим гигантские средства на медицину. Если мы пустим хотя бы десятую часть этих денег на развитие электроники, то получим бессмертие уже в ближайшем будущем».
Остается, правда, еще один вопрос, все больше тревожащий ученых, – можно ли считать таких электронных существ людьми? Сам профессор Болонкин не видит здесь никакой проблемы, отвечая оппонентам: «Может показаться, что у человека, получившего бессмертие, от человека, собственно говоря, ничего и не осталось. Но у него осталось самое главное – его сознание, память, представления и привычки, то есть все то, что заложено в его мозге».
Инженеры-робототехники стараются охладить энтузиазм своих коллег, напоминая, что создаваемые ими андроиды далеко несовершенны – по скорости движения и реакции они существенно уступают людям. «Проблема в том, что сейчас в робототехнике используются моторы и приводы, которые не могут обеспечить машинам такую же гибкость, как человеку, – поясняет один из создателей первого российского андроида «Арнэо» Александр Яковлев. – Единственный выход – наделить шагающих роботов искусственными мышцами, разработкой которых сейчас занимаются в ведущих научных центрах мира. Однако до создания механического тела, по всем параметрам превосходящего человеческое, еще очень далеко. Вряд ли эта задача будет решена в ближайшие 10–20 лет».
Иное дело человеческий мозг.
Хакеры чуть не убили первого киберчеловека
Компьютерная техника с каждым годом совершенствуется. Уже сейчас американский суперкомпьютер IBM’s Blue Gene/L из Ливерморской национальной лаборатории США в Калифорнии способен совершать 135,3 триллиона операций в секунду. И показатели эти с каждым месяцем увеличиваются. Размеры суперкомпьютеров, напротив, день ото дня уменьшаются. Если раньше они занимали несколько комнат (тот же IBM’s Blue Gene/L) или даже целое здание (Earth Simulator японских метеорологов), то теперь помещаются на рабочем столе. Летом прошлого года молодая американская компания Orion Multisystems создала первый в мире кластерный мини-суперкомпьютер Orion DS-96. Машинка весьма скромных размеров (42 см в ширину, 67 см в высоту и 63 см в глубину) способна выполнять 300 миллиардов операций в секунду. Не за горами тот день, когда компьютеры, производительность которых эквивалентна производительности человеческого мозга, можно будет упихнуть в черепную коробку киборга.
Что касается технологии оцифровки человеческого мозга, то она уже создана и опробована на практике. В этом, во всяком случае, убежден американский журнал Scientific Observer, посвятивший целый номер истории т.н. Компьютерного Маугли. Как явствует из статьи, несколько лет назад 33-летняя Надин М. родила долгожданного первенца Сида. Однако счастье молодых родителей продолжалось недолго. Младенец появился на свет с патологиями, несовместимыми с жизнью. Несколько дней медикам удавалось поддерживать жизненные процессы в его теле, а затем крошка Сид умер, но... не совсем. За это время ученые, работавшие под эгидой Пентагона, успели провести сканирование его мозга и записать полученную информацию в компьютер.
«Нам удалось просканировать всего около 60% нейронов младенца, шансы на успех мы оценивали как «исчезающе малые», однако, к нашему удивлению, мозг малыша, перенесенный в компьютер, начал развиваться», – рассказывал на компьютерной конференции в Лас-Вегасе один из участников этого проекта Стим Роулер. Родители Сида, к слову сказать, отнеслись к перемещению своего младенца в виртуальный мир достаточно спокойно. По словам ученого, «сейчас они активно участвуют в проекте, заботятся о «здоровье» Сида, устанавливая все новые и новые программы защиты от компьютерных вирусов, поскольку опасаются, что те могут отрицательно повлиять на умственное развитие их малыша». В свою очередь исследователи оснастили компьютер системами мультимедиа и виртуальной реальности, дающими возможность не только видеть Сида «трехмерно и в натуральную величину», но слышать его голос и даже «брать на руки».
История с Компьютерным Маугли выглядит более чем невероятно. Можно было бы предположить, что мы имеем дело с обыкновенной газетной уткой, если бы не солидный статус издания, опубликовавшего ее на своих страницах. Да и опровержений со стороны Пентагона, в научном центре которого проводится смелый эксперимент, не последовало. Спустя несколько месяцев появилось еще одно косвенное доказательство реальности существования Сида. Сразу несколько американских изданий опубликовали сообщение о том, что некий хакер взломал компьютер Пентагона, где обитает виртуальный младенец, и попытался отсканировать его мозг. Таким образом, на свет появилась еще одна копия Сида, правда, несколько ущербная (удалось скачать всего несколько файлов с фрагментами мозга). К счастью, хакера быстро обнаружили, и «электронный киднепинг» был пресечен на корню. Иных доказательств реальности существования Сида до сих пор нет, но и без них история с Компьютерным Маугли всколыхнула американское научное сообщество, дав начало большой дискуссии о допустимости виртуального клонирования.
В ожидании «перезагрузки»
На первый взгляд плюсы подобной процедуры очевидны. Виртуальные классики, пережив свои телесные оболочки, смогут и дальше радовать современников своими новыми произведениями. Нобелевские лауреаты по-прежнему будут штамповать научные открытия. Да и простые клерки, уйдя однажды в мир иной реальности, смогут продолжить свою работу на электронных биржах, в интернет-магазинах и других сегментах рынка, неразрывно связанных с глобальной паутиной. Наконец, с помощью специальных передатчиков виртуальных землян можно будет посылать к иным звездным мирам, куда путь обычным людям из-за бренности их физических тел заказан. Таким образом, человечество избавляется от извечного страха смерти, обретая вожделенное бессмертие.
Но вот тут-то и зарыта собака. «Кто вам сказал, что после сканирования всей информации, заключенной в головном мозге, вы лично переселитесь в виртуальный мир?» – спрашивают нейрофизиологи. И сами же себе отвечают: «Не тешьте себя напрасными надеждами. Вы, как личность, умрете, а в виртуальном мире поселится ваш двойник, к тому же лишенный души, ведь мы до сих пор не знаем, что это такое».
Перспектива пугающая. Но ученые-скептики рисуют еще более мрачные перспективы. По их мнению, виртуальные люди имеют все шансы вытеснить с планеты Земля людей реальных. Ведь в их распоряжении окажутся все ресурсы современного Интернета, играющего все большую роль в экономике, политике и социальной жизни Земли... В общем, добро пожаловать в мир Матрицы!
А о душе подумали? Михаил ЦИЦЕРУШИН, доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией нейрофизиологии ребенка Института эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова: – На первый взгляд вещи, озвученные в прогнозе Пирсона, являются уделом научно-фантастических романов. Однако они вполне реальны. Ничто не мешает человечеству научиться создавать виртуальных людей, правда, не в такие сжатые сроки. Но здесь есть другая проблема, которая меня волнует как нейрофизиолога. Можно создать достаточно точный симулятор человеческого мозга, который будет выполнять команды, но будет ли он одушевленным существом, даже не человеком, а кошкой или зайцем? Ответа пока нет, поскольку мы до сих пор не знаем, что такое наше сознание: отражение биохимических и биофизических процессов, протекающих в коре головного мозга, или нечто большее? Фактически это продолжение старого спора между материалистами и идеалистами о том, что первично – материя или сознание. Изучение анатомической структуры головного мозга никоим образом не помогает решить этот вопрос, поскольку мозг – сложная динамическая структура. Вскрыв черепную коробку, мы видим волоконные пути, по которым может идти поезд нашей мысли, а может и не идти. При этом, когда человек занимается интенсивной мыслительной деятельностью, его мозг постоянно развивается. Бездействующий мозг, напротив, обречен на усыхание и деградацию. Но и здесь все не так просто. Генетически заложенные в нас программы развиваются только во взаимодействии со средой. Дети, которые выросли среди животных, так и не смогли стать людьми в полном смысле этого слова – функции головного мозга, отвечающие за абстрактное мышление, были безвозвратно утрачены. Маугли могут оперировать только примитивными, конкретными понятиями. Так, по всей видимости, думают животные. С другой стороны, многочисленные эксперименты показывают, что усилием мысли человек может изменять физическую реальность своего тела. Вспомните индийских йогов, которые усилием воли могут останавливать свое сердце, а организм тем не менее продолжает жить. Вот почему, достигнув определенного уровня знаний, все нейрофизиологи начинают задумываться о душе. Пока мы даже приблизительно не знаем, что это такое. Но надо понимать, что познание самого себя – самая сложная задача, стоящая перед человечеством. Мы же пока находимся в самом начале пути. |