Пресс-служба ЦСКА, впрочем, назвала информацию о покупке Нихата слухом. Но это в порядке вещей у подавляющего большинства наших клубов – до последнего момента скрывать детали и даже сам факт любой финансовой сделки. Мы, конечно, со свечкой над подписывающими контракт Нихатом и президентом ЦСКА Евгением Гинером не стояли, да это и не так важно – купили армейцы турецкую звезду или нет. Сути происходящего в нашем футболе это не меняет. А что, собственно, происходит?
На сегодняшний день годовой бюджет таких клубов премьер-лиги (то есть входящих в элиту российского футбола), как «Томь», «Ростов», пермский «Амкар», грозненский «Терек», владикавказская «Алания», по неофициальным данным, не превышает 15 млн. долларов. Для столичных ЦСКА, «Динамо» и «Спартака» – это стоимость одного-двух очередных новобранцев. Так, в прошлом году «Спартак» купил аргентинца Фернандо Кавенаги за 11 млн. долларов, а в этом году «Динамо» приобрело бразильца Дерлея за 8 млн., грека Юркаса Сейтаридиса – за 10 млн. и, наконец, португальца Манише – за 16,5 млн. Теперь вот и ЦСКА решил обновить «Книгу рекордов Гинера» приобретением Нихата. Интересно, что зарплата того же Дерлея в «Динамо», опять же по неофициальной информации (официальной-то нет), составляет примерно 125 тыс. долларов в месяц. Манише будет получать около 200 тыс. Зарплата Кавенаги также переваливает за стотысячную отметку. Прибавим к этому, что сумма премиальных за победу в одном матче чемпионата страны может составлять от 5 до 15 тыс. долларов на игрока, и мы получим невероятную для простого обывателя картину.
Конечно, со звездами западного футбола «наши» пока все равно сравниться не могут. Например, Фрэнк Лэмпард получает в «Челси» около 200 тыс. долларов в неделю (информация, кстати, тоже неофициальная, о сумме гонораров и за бугром распространяться не очень любят). Кристиан Вьери («Интер») – около 190 тыс. долларов в неделю. Дэвид Бекхэм, Роналдо, Зинедин Зидан («Реал»), Алессандро дель Пьеро («Ювентус») – около 180 тыс. долларов в неделю. Тьерри Анри («Арсенал»), Джон Терри («Челси»), Руд ван Нистелрой («Манчестер Юнайтед»), Рой Кин («МЮ»), Патрик Виейра («Арсенал»), Сол Кэмпбелл («Арсенал»), Рио Фердинанд «(МЮ») – около 160 тыс. долларов в неделю. Уэйн Руни («МЮ») – 140 тыс. долларов в неделю. Но эти парни отрабатывают свои контракты игрой. Да, наверное, тому же Бекхэму можно предъявить по этой части претензии – даже в его родной Англии найдется немало людей, которые считают, что он «кончился» как футболист. Вопрос спорный. Но бесспорно то, что мадридский «Реал» до сих пор делает на футболках с его именем огромные барыши (80 евро за штуку). Так что Бекс не зря ест хлеб с маслом и икрой. Можем ли мы сказать то же самое о звездах нынешнего российского чемпионата?
О Кавенаги, о Дерлее, чье «Динамо» в десяти матчах этого сезона потерпело шесть поражений. Уже вся столица судачит о том, что у «восьмимиллионного» форварда серьезные и давние проблемы с коленом и играть в полную силу он, похоже, уже физически не может. А еще, как известно, «Динамо» заключило контракты с португальцами Нуну Фрешо, Жорже Рибейру (трансферная стоимость – примерно 2 млн. долларов), их соотечественниками Данни, Сисеру (их стоимость оценивается в 3 млн.) и Коштиньей (4 млн.). И еще приблизительно в 2 млн. обошелся бело-голубым бразильский защитник Тиагу, который вот уже несколько месяцев лечится не то от воспаления легких, не то от туберкулеза. Хозяин «Динамо» Алексей Федорычев уже заявил, что истратил за полгода на нужды команды (читай – на закупку игроков) 60 млн. долларов. Очевидно, что все прикупленные зимой легионеры получают от 40 тыс. долларов в месяц и выше. Но при этом динамовцы находятся только лишь в середине турнирной таблицы. Зарплаты в ЦСКА, «Спартаке» и «Локомотиве» вполне сопоставимы с динамовскими. Говорят, что некоторые игроки за сумму в 5–10 тыс. долларов в месяц и на поле-то не выйдут, хотя до Пеле им далеко, поскольку мяч от них отскакивает, как от стенки горох. Впрочем, ЦСКА выведем за скобки – все-таки выиграл Кубок УЕФА.
Ситуация в отечественном футболе сложилась далеко не неоднозначная. Заоблачные суммы выплачивают (причем без задержек), как правило, иностранным варягам, которые зачастую приезжают в Россию не для того, чтобы «вкалывать», а в надежде легко подзаработать невероятные по их португальским, бразильским, аргентинским и турецким меркам гонорары. К тому же здесь с ними возятся, как с малыми детьми, предоставляя чуть ли не персональных переводчиков, водителей, оплачивая бытовые услуги, визиты на родину, телефонные счета. Поэтому многие из легионеров так и не могут адаптироваться к нашей жизни и даже банально выучить несколько русских слов.
Большинство аборигенов, а даже в московских клубах еще остались игроки, которые получают меньше 10 тыс. долларов в месяц, естественно, не довольны подобным положением. Они тоже начинают требовать у руководства немалой прибавки к зарплате, резонно считая, что их игра зачастую вполне сопоставима с той, что демонстрируют заезжие гастролеры. И что же в итоге получается? Наши команды играют при полупустых трибунах, редко добиваясь успеха на международной арене (исключение опять же победа ЦСКА в Кубке УЕФА), однако сами игроки и тренеры получают ежемесячное вознаграждение, в тысячи раз превышающее среднестатистическое по стране. Президенты клубов не раз заявляли, что цены на футболистов слишком завышены, однако при этом сами же «играют» на повышение цен и зарплат. На сегодняшний день периферийные команды уже не способны соревноваться со столичными на футбольной бирже. Более того, некогда состоятельные и солидные «Алания», «Крылья Советов», «Ростов» дышат на ладан, не говоря уже про «Ротор», который, похоже, почил в бозе. Гонки со столичными миллиардерами не выдерживают даже областные и республиканские бюджеты, на деньги из которых содержатся многие провинциальные клубы.
...А ведь еще в середине 90-х годов в российском чемпионате лишь несколько избранных игроков получали чуть больше 10 тыс. долларов в месяц, что считалось невероятным по отечественным меркам вознаграждением. Причем речь шла о таких звездах, как спартаковец Илья Цымбаларь, динамовец Андрей Кобелев, волгоградец Олег Веретенников, владикавказец Бахва Тедеев. Именно «Спартак», «Динамо», «Ротор», «Алания» и вели в те годы борьбу за чемпионство. Главные тренеры ведущих команд в период с 1995 по 1998 год получали от 2 до 10 тыс. Сегодня такие суммы получают, как правило, вторые, третьи тренеры, от решений и действий которых по большому счету ничего не зависит. Даже в «Спартаке» времен расцвета таланта его тренера Олега Романцева, когда клуб выиграл девять (!) чемпионских титулов, а за команду успешно играли тот же Цымбаларь, Дмитрий Аленичев, Егор Титов, главным источником дохода футболистов были премиальные за победу в чемпионате, Кубке страны и в матчах Лиги чемпионов. Те же, кто по каким-то причинам не проходил в основной состав и сидел на лавке, получали копейки.
В те времена многие игроки ездили на «Жигулях». Помнится, один футболист сборной России образца 1999 года, ведущий в своем клубе, взял в долг чуть ли не у всей команды, чтобы купить... подержанный «Мерседес», что даже в этой среде тогда считалось роскошью. Однако уже в 2001 году ситуация резко изменилась. Летом в ЦСКА поменялся хозяин, и президентом клуба стал Евгений Гинер. При нем-то и взлетели цены на игроков и их заработная плата. Уже тогда ходили слухи, что лидеры армейцев – Сергей Семак, Игорь Яновский, а чуть позже и Ролан Гусев – получают порядка 50 тыс. долларов в месяц, что стало настоящим шоком для российского трансферного рынка. С тех пор зарплаты игроков стали резко и неуклонно расти. Началась своеобразная «гонка вооружений», то бишь зарплат.
Помнится, весной 2002 года футбольную общественность всколыхнула информация о том, что московское «Динамо» приобрело у сербского клуба ОФК полузащитника Огнена Коромана за миллион долларов. В тот момент его стоимость казалась заоблачной. Но уже через полтора года динамовцы продали того же Коромана в самарские «Крылья Советов» уже на полтора миллиона дороже.
Любопытно, что все футбольные руководители чуть ли не в один голос подчеркивают, что данный бизнес является убыточным. На продаже билетов, сезонных абонементов клубы зарабатывают мизерные по сравнению с размерами расходов деньги. Поучителен пример тех же «Крыльев». Команда собирает аншлаги на домашних матчах, изо всех сил «пиарит» самое себя, однако на сегодняшний день является чуть ли не банкротом. По крайней мере, никто не удивится, если уже в июле команда пойдет с молотка. Выходит, сейчас наш футбол является всего лишь интересной игрушкой для мультимиллионеров, таких, как Роман Абрамович (главный спонсор ЦСКА), Леонид Федун (первый человек в «Спартаке») или Федорычев? А что будет, если могущественным боссам игрушка надоест? У всех дорогостоящих игроков долгосрочные (от трех до пяти лет) контракты со своими клубами. Хватит ли у футбольных воротил не столько даже денег, сколько желания и терпения тащить на себе такой убыточный воз? А что будет, если столичные олигархи просто разорят, обанкротят периферию этой финансовой гонкой? Не превратится ли чемпионат России в чемпионат Москвы и ее ближайших окрестностей, где Федун, Федорычев, Абрамович и другие будут между собой разыгрывать золотые медали?
Самый успешный бизнес-проект
Цена чемпиона