Posted 26 мая 2005,, 20:00
Published 26 мая 2005,, 20:00
Modified 8 марта, 09:36
Updated 8 марта, 09:36
Телесериалы, построенные на смешных и нелепых ситуациях, в которые попадают персонажи, называются ситкомами (аббревиатура от situational comedy – комедия положений). Если кто не понял, о чем идет речь, так это тот сериал, где за кадром слышен зрительский смех. Зародившись в 50-е годы в Америке, ситкомы сразу стали популярными, но своего расцвета они достигли лишь в 60-е. Ситкомам всегда предрекают быструю смерть, но каждое десятилетие у этого жанра открывается второе дыхание. В 70–80-е годы появились суперпопулярные «МЭШ. Военно-полевой госпиталь» и «Ваше здоровье», а в 90-е – «Друзья». В России этот жанр только начинает набирать обороты.
Хохот на втором дыхании
В 2000 году ситкому западные критики в очередной раз вынесли смертный приговор. Дескать, если раньше подобный вид телепродукции был ориентирован на подростков, то теперь ситкомы смотрят лишь люди среднего возраста, а их дети скучают при виде персонажей, которые шутят, сидя на диванах. Для подрастающего поколения ситком стал допотопным жанром – сродни черно-белому кино. Нет ничего удивительного в том, что в грядущем телесезоне Америки комедии положений, которые властвовали на ТВ более полувека, отведено скромное место. Четыре главных национальных канала США – Fox, CBS, ABC и NBC – планируют показать всего 26 ситкомов (в прошлом году их было 35). Причем NBC (производитель популярного сериала «Друзья») наиболее радикально расправился с жанром: 4 вместо 16. Причин для такого неуважительного отношения к комедийным сериалам две: первая – реалити-шоу, которым отводится по два часа в прайм-тайм, сейчас популярнее ситкомов. Вторая – производство реалити-шоу обходится дешевле. Если сериал стоит порядка 1,5 млн. долларов, то реалити-шоу – всего 500 тысяч.
В России, как водится, все наоборот. Ситкомы теперь только по-настоящему востребованы и начинают набирать обороты на каналах, перекрывая по рейтингам прочие тележанры. Причины вполне понятны. С конца 80-х до середины 90-х годов постперестроечная чехарда выстрелила обоймой, не поддающейся критике, второсортной отечественной кинопродукции. «Новое русское» кино обрушило на экран неприглядную сторону жизни. Насилие, кровь, криминальные разборки, которые конформисты-американцы до сих пор смакуют как некую экзотику, россиян на ТВ часто раздражают потому, что криминал – это реальность сегодняшнего дня. Альтернативой «чернухе» стали размножившиеся викторины, реалити-шоу и прочий телеассортимент. Но зрителям-то хотелось увидеть на экране не только головоломные викторины и состязания, но простую, светлую, радостную жизнь (мексиканские и бразильские сериалы в этом уже не помогали).
Комедиям все возрасты покорны
На отечественном телевидении сегодня предостаточно дорогих ситкомов западного производства. Пример тому – «Друзья» на СТС, «Без ума от тебя» на «Домашнем» и «Медицинская академия» на Первом канале. Однако с первыми зарубежными ситкомами российский зритель познакомился еще в начале 90-х, когда ТВ-6 показал испанскую «Дежурную аптеку» и американские мыльные оперы «Грейс в огне» и «Третью планету от Солнца». После «знакомства» рейтинг уже не существующего канала немедленно пошел вверх.
Что же касается российского жанра комического сериала, то он бурными темпами стал развиваться только в последнее время. Первой ласточкой в 1996 году был сериал «Клубничка», повествующий об истории семьи, которая решила открыть кооперативное кафе. Ласточка оказалась забавной, но не смешной – децибелы вмонтированного в сюжеты зрительского хохота никак не соответствовали уровню произносимых с экрана шуток. Но у «Клубнички» было одно неоспоримое достоинство: сценарий был рожден на родной земле отечественным автором (Виктор Мережко). Позже на зрительский суд были представлены: «33 квадратных метра», «Дружная семейка», «Афромосквич», «Рекламное агентство», «Вовочка»…
Сегодня два российских ситкома забираются на верхние строки телерейтингов – «Моя прекрасная няня» (СТС) и «Саша + Маша» (ТНТ). Оба сериала являются настоящими классическими ситкомами, потому что копируют существующие зарубежные аналоги. Наша няня Вика (Анастасия Заворотнюк) – близняшка американской няни (Френ Дрешер) даже внешне. А симпатичные Саша (Георгий Дронов) и Маша (Елена Бирюкова) почти в точности повторяют житейские коллизии молодой пары из сериала «Любовные штучки», который знают уже более чем в двадцати странах мира. Разумеется, это не охлаждает чувства российского зрителя, хотя, наверное, хотелось бы увидеть и что-то свое, родное и талантливое.
Как показывают недавние исследования, зрительская аудитория у этого жанра уже окончательно сформировалась. Социологи выяснили, что в России комедийные сериалы смотрят различные слои населения. Но ядро этой аудитории – домохозяйки с высшим образованием в возрасте от 40 до 54 лет, а это весьма внушительная и серьезная публика. Особенно популярны среди уважаемых дам «Секс в большом городе» и его российский аналог «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво…», которые тоже являются разновидностью ситкома (кстати, некоторые эпизоды последнего сериала снимали в редакции «Новых Известий»). Почему именно эти фильмы так полюбились? Особого анализа не потребуется: иногда женщинам просто необходимо поговорить «про это». Разумеется, и российские, и зарубежные ситкомы почти всегда грешат шутками на грани фола, в связи с чем можно затеять долгую дискуссию о необходимости подобного жанра. Но комедийные сериалы будут существовать до тех пор, пока делают нам по нынешним временам роскошный подарок: в течение двадцати шести минут (именно столько длится стандартная серия) мы можем ни о чем не думать и… смеяться.