Posted 23 мая 2005, 20:00
Published 23 мая 2005, 20:00
Modified 8 марта, 09:37
Updated 8 марта, 09:37
В России уже два года действует система сертификации. Обязательна она тогда, когда государственные органы оценивают товары на предмет безопасности, и не обязательна – когда речь идет о качестве, которое подтверждают некие частные структуры. По словам директора РИПИ Ирины Виноградовой, после отмены ГОСТов правила позиционирования товаров стали нарушаться повсеместно. «К примеру, всем производителям выгодно продвигать свою колбасу как «Докторскую», но не все хотят соблюдать все необходимые требования при ее производстве, – пояснила г-жа Виноградова. – Поэтому производитель идет на хитрость: на этикетке пишет большими буквами «Докторская», а затем приписывает маленькими буквами «Ивановская».
РИПИ намерен помочь потребителю разобраться в том, какую колбасу он ест. Для этого институт намерен расширить свою деятельность и призвать как можно больше производителей для добровольной сертификации товара в своих лабораториях. Речь идет даже о присвоении производителям некоего «знака качества», аналогичного тому, который действовал в советские времена. Руководитель Федерального агентства по техническому регулированию Григорий Элькин подтвердил высокую репутацию РИПИ и тоже горячо призвал производителей добровольно сертифицировать свои товары. Однако на главный вопрос – во что все это выльется для потребителя – специалисты отвечать не стали. Испытания в РИПИ не бесплатны, поэтому производитель, не приходится сомневаться, включит их стоимость в цену товара. А вот во что обойдется «знак качества», не ясно – стоимость тестов, как уверяют инициаторы идеи, зависит от очень многих факторов.
Впрочем, ряд экспертов сомневаются, что производителям так уж необходима добровольная сертификация. «На Западе это достаточно распространенное явление, – рассказал «Новым Известиям» координатор комитета по защите интеллектуальной собственности содружества фирменных торговых марок «Русбрэнд» Алексей Поповичев. – К примеру, в Германии товары, помеченные знаком, гарантирующим качество товара, пользуются большим спросом, нежели товары, не имеющие специальной ленточки. В США сертифицируют практически 100% продаваемой аудиовидеотехники. В России есть попытки создать знаки качества – к примеру, «Поставщик Кремля», но пока для потребителя этот показатель не играет решающей роли при выборе товара. Состоятельный покупатель обращает внимание прежде всего на бренд, покупатель с ограниченным бюджетом – на цену».
Схожей точки зрения придерживается и председатель правления Конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. По его словам, любые знаки качества в России сейчас трудно узнаваемы, поэтому их наличие или отсутствие на этикетке мало что говорит покупателю и не увеличивает число продаж. «Для того, чтобы производитель пошел в ту или иную сертификационную организацию, она сначала должна потратить много времени и денег для создания собственной репутации», – заявил «НИ» г-н Янин.
Более того, ставится под сомнение объективность картины, которую в конечном итоге может дать РИПИ. Так как процедура подтверждения качества достаточно дорогостоящая – по оценкам Дмитрия Янина, она на порядок выше, чем стоимость обязательной государственной сертификации – пройти ее смогут лишь состоятельные производители.
«Процедура добровольной сертификации может давать оценку не качества товара, а количества денег, уплаченных производителем, – сказал «НИ» руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. – К примеру, мясная продукция, прошедшая обязательную для всех государственную сертификацию, вполне качественная и пригодная для употребления. Наличие добровольной сертификации – это чаще всего элемент пиара, за который крупный производитель готов заплатить. В этой ситуации не очень понятно, на чем должна строиться уверенность потребителя, что этот знак даст ему объективную оценку качества товара».
© Все права защищены. При использовании информации гиперссылка на сайт newizv.ru обязательна. Полное или частичное копирование материалов сайта newizv.ru запрещено.
Сетевое издание «Новые Известия on-line»
Средство массовой информации зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер серия ЭЛ № ФС 77-79279.
Главный редактор: Андрей Краснобаев, [email protected]
Учредитель: ООО «ГАЗЕТА "НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ"»
Телефон: +7 (495) 640-25-53
Адрес: 121357, г. Москва, ул. Артамонова, д. 16, корп. 3
Реклама: [email protected]