Posted 23 мая 2005, 20:00
Published 23 мая 2005, 20:00
Modified 8 марта, 09:37
Updated 8 марта, 09:37
Алмамбет Матубраимов объясняет отказ в предоставлении политического убежища узбекам тем, что многие из них не подпадают под действующий в Киргизии закон о беженцах. Между тем местные аналитики связывают позицию киргизских властей с опасением, что незваные гости могут дестабилизировать обстановку на юге Киргизии, где половину населения составляют этнические узбеки. Бишкек боится, как бы на его территорию вместе с беженцами не просочились радикальные исламисты и, чего доброго, не устроили бы здесь новую – исламскую – революцию. О том, что таковые настроения существуют, говорит заявление и.о. первого вице-премьера Киргизии Феликса Кулова. На минувшей неделе он заметил, что организованность узбекских беженцев кажется ему весьма подозрительной. «Подозрения» Кулова вчера косвенно подтвердила и пресс-служба МВД Киргизии. По ее данным, в последние дни правоохранительные органы отмечают повышенную активность в стране запрещенной экстремистской партии «Хизб-ут-Тахрир». В минувшие выходные задержаны четыре человека из этой организации – за распространение листовок экстремистского содержания.
Опасения Бишкека подогревает и тот факт, что из 526 граждан Узбекистана, живущих ныне в палаточном городке в Сузакском районе Джалал-Абадской области (юг Киргизии), только 22 ребенка и 96 женщин. Остальные – мужчины, причем молодые и без документов. Среди 12 беженцев – заключенные, сбежавшие из СИЗО андижанской тюрьмы. Причем все они были осуждены за религиозный экстремизм. Между тем общеизвестно, что лидеры «Хизб-ут-Тахрира» вынашивают идею построения в Ферганской долине, куда входят три области Узбекистана и три региона Киргизии, исламского государства – халифата.
Ситуация на юге Киргизии, и в первую очередь в палаточном городке узбекских беженцев, может обостриться уже после 28 мая. Именно до этого срока киргизские власти разрешили бежавшим из Андижана находиться на территории республики. Потом их обещают отправить на родину. Однако беженцы, ссылаясь на возможные преследования у себя дома, просят разрешить им выехать в любую «третью страну».
Между тем вчера управление миграции по южному региону при правительстве Киргизии сообщило, что в палаточном городке узбекских беженцев зафиксированы инфекционные заболевания, в том числе и тиф. Это может ускорить депортацию узбеков.
В Ферганской долине вспомнили 1937 год